Сибирские огни, 1981, № 12
120 АЛЕКСАНДР ПЛИТЧЕНКО говорили о социальной информации, зафиксированной в годовых коль цах деревьев. . — Так неужели? — думал Гриша, приходя на земляничный холм и долго глядя на большую боярку. Она росла у подножия холма, именно там, где когда-то была Ты- рышка, где она начиналась, где она долго-долго жила, пока не стала для всех очевидной неудобность этого места и новые дома заложили не здесь, а ближе к светлой, прекрасной дороге. — Так неужели ,—: думал Гриша ,— корни боярки не запомнили и не передали ветвям все шаги здешнего люда? Торопливые и беззаботные детские, легкие и веселые юношеские, твердые и деловые взрослые, ус талые и несуетные шаги стариков — они не могли не запечатлеться в этом единственном дереве, оставшемся на 'месте старой деревни. Они, конечно же, отразились в извивах ветвей, в их путях к солнцу, в их поле те и в их корчах... Но как оживить, как прочесть это древесное знание, как теперь увидеть его? — думал Гриша. Неизвестно как, но, вложив самое доброе из каждого дня своей жиз ни и совместив все счастье, выпавшее на его долю, воскресив каждую ми нуту радости,—с он придумал нечто — сперва оно было бесформенно и смутно. Гриша определил его для себя и для любопытствующих — «но вая штукенция по электронно-плотницкой части». Почему «электронно»? Это было скорее формальностью, данью моде. А почему «плотницкой»? Потому что эта вещь охотнее всего воплощалась в дереве, без потерь и искажений входила именно в деревянный материал. И как бы сама про диктовала Грише форму, напоминающую мощные косяки. И понял он, когда мы притащили от реки тяжелую резную дверь, что новое его изобретение можно испытывать — оно представляло те перь собою старую дверь в новых косяках, на склоне холма, чуть выше старой боярки. И никаких проводов, никакого электричества, никакого даже пустя кового полупроводника не приняла в себя «эта штукенция», она все от торгла, оставив в себе клей, гвозди да деревянные шпунты. Я помог Грише окончательно установить Дверь поздно вечером. А глубокой ночью прилетела к Двери Птица. Она летела тяжело, си лы ее были на исходе. Птица, неловко скользнув когтями, опустилась на верхний косяк... закрыла глаза... увидела гнездо, свитое из сталистой проволоки, устлан ное мягкой фольгой... увидела своего птенца — еще неуклюжего, еще мягкого, но уже вставшего на крыло. Птица была спокойна за него. Луна глянула сквозь облака, свет тронул Птицу на Двери и погас. Наплыл и растаял шелест боярки. И тут — вся жажда завершенности, гармонии каждого творения рук человеческих, страсть служения человеку, сотворившему Птицу, прида ла ей необыкновенную силу преображения. Птица рассредоточилась, повисла в ночном пространстве металли ческим облаком, заклубилась и пролилась по старой резной двери. Облако скользило по темному дереву и сгущалось, обращаясь в мощные дверные петли, толстые трехгранные гвозди, кованые фигурные накладки... Словом, во все то, что утратила Дверь за долгие годы. И на самом кончике русалочьего плавника отпечаталось: С Р А Б О Т А Н О В Т Ы Р Ы Ш К Е Дверь очнулась и вспомнила...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2