Сибирские огни, 1981, № 11
19 ДВА РАССКАЗА Случалось, при Егорове кто-то признавался, и даже искренне, в своих симпатиях к Лермонтову, Егорову не совсем приятно было слы шать это —он ревновал, ему казалось, что никто не может любить поэта так полно и сильно, как он. Он считал, что излишне много гово рят о Толстом, а тот ведь полностью вышел из Лермонтова, и из стихов, и из прозы,—может быть, вначале отчасти из Тургенева, но потом — только из Лермонтова, но этого, по мнению Егорова, никто не хотел замечать. Толстого он читал порядочно, но без всякого волнения и не мог сказать, что нравилось ему больше, что меньше, прочел и прочел, не перечитывая в последующем —не тянуло. Он и в Ясной Поляне побывал —так случилось, в Тарханы соби рался множество раз, и все что-то мешало, а в Ясную занесло. Побро дил по усадьбе, к могиле сходил, спустился —хороший день стоял, осен ний —через листопад к речке, отмечая по пути, что граф совсем непло хо жил и зачем ему было уходить из усадьбы. Он это произнес вслух, подойдя на берегу к одной из туристских групп, и зря сделал, группа сплошь состояла из поклонников, причем —ярых, Толстого, и они тут же стали вразумлять Егорова. «Что вы говорите?! —возмущенно и да же несколько испуганно воскликнул доцент литературы не то Пермско го, не то Тверского пединститута.—Уход Толстого носит исторический характер, на этом сошлись все толстоведы». Доцент, видимо, тоже был толстоведом, иначе бы он так не горячился. «Неужели?! —спросил Его ров, глядя на доцента из-под шляпы и морщась по обыкновению.— А мне всегда казалось, что не умри граф на станции, то, побродив не дельку, он вернулся бы обратно в усадьбу, а потом написал бы очеред ной трактат «Почему я вернулся», объясняя уход и возвращение, по скольку был известным актером». Тут на Егорова закричали все разом, он сгорбился, угнул голову и пошел, хромая, к автобусу, «Это кощунство! —кричал ему в спину доцент.—Вы не интеллигент! Так не может говорить русский человек, кому дорога память...» Егоров ожидал фразы — «Я буду жаловаться!», но доцент фразы этой не произнес. «Какого черта я связался с ними?! —переживал он потом доро гой.—Ну, любят и любят, какое мое дело. Икон нам не хватает, де лить начинаем. Не можем без икон обходиться. Как язычники, ей-богу!» Лермонтова он любил молча, без публичных объяснений и клятв, считая, что тот, как никто другой, наиболее полно выразил его внутрен нее состояние: стихами передал мысли, чувства, переживания, в йрозе — показал характер. Кроме книг Лермонтова и воспоминаний о нем, Его ров прочел еще много, что называется, дополнительной литературы, которая, по мнению авторов, должна была помочь ему, как читателю, глубже и всесторонне понять как самого поэта, так и его творчество. Но ничего, кроме статей Белинского, не заинтересовало Егорова. Да и Бе линский устраивал его отчасти. Ему казалось, что критик не сказал всего того, что надо было сказать о Лермонтове, что молодой поэт мощью своей ну, поразил, что ли, Белинского, и тот первое время прос то не знал, с какой стороны лучше подойти к Лермонтову, не зря же он обещал вернуться к нему. Остальные работы, по мнению Егорова, но сили диссертационный характер и не заслуживали внимания. Однажды он открыл наугад толстенную книгу и прочел по пово ду «Героя нашего времени» следующую фразу: «Печорин потому толь ко затеял интригу с княжной Мэри, что это ему помогало бороться с Грушницким». «Какая чушь!» —воскликнул Егоров, закрывая и оттал кивая книгу с чувством, похожим на брезгливость. В предисловии было сказано, что сия монография является результатом многолетних тру дов автора и, несомненно, представляет собой новое серьезное слово в 2 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2