Сибирские огни, 1981, № 11
192 В. ОДИНОКОВ аномалий в жизни: «...Он изобразил на своем веку много болезненных, ненормаль ных явлений.. Мог взяться и за изображе ние исключительной, ненатуральной люб ви Наташи к дрянне.йшему фату, который, по всем ожиданиям здравого смысла, не мог не казаться ей противным». Далее Добролюбов подчеркивает необходимость художественной обработки жизненных фак тов: «Художник дополняет отрывочность схваченного момента своим творческим чувством, обобщает в душе своей частные явления, создает одно стройное целое из разрозненных черт, находит живую связь и последовательность в бессвязных, по-види мому, явлениях, сливает и перерабатывает в общности своего миросозерцания разно образные и противоречивые стороны жи вой действительности». Совершенно очевидно, упрек Достоев ского относительно «презрения» к поэзии и художественности миновал цель. Добро любов отчетливо представлял себе силу художественности. Он понимал огромную общественную роль произведений великих мастеров слова, таких, как Гёте, Шекспир, Байрон. Конечно, «прием», который использовал Добролюбов в полемике с Достоевским, был довольно жестким, ибо он касался са мым непосредственным образом весьма больного нерва — творческого самолюбия писателя. Но этим достигалась победа в споре. Полемика пришла, таким образом, к логическому финалу, который требовал постановки завершающей «точки». Впрочем, история изменила «пунктуа цию» и прокорректировала грамматику спора. Достоевскому была предоставлена возможность сделать практический вывод из спора с Добролюбовым; и уже не толь ко в области теории, но и в собственной художественной практике убедительно до казать плодотворность идей гармоническо го сочетания формы и содержания. Свиде тельство тому — его великие романы. Диалог Достоевского и Добролюбова имел большое историческое и теоре тико-литературное значение. В столкно вении различных точек зрения, в хо де самого спора можно проследить, как формировалось тонкое понимание диалек тики взаимоотношения прогрессивной идей ности и ее художественного воплощения. И здесь важен не только результат, но и подходы к общему выводу. Да, пожалуй, в подходах-то весь смысл и заключается, ибо в литературоведении и критике перио дически наступают моменты, когда в связи с новыми социально-историческими усло виями эту проблему приходится снова и снова решать. Решать, разумеется, ориги нально, но с учетом и прежнего опыта. Добролюбов в полемике с Достоевским настойчиво и убедительно выстроил цепь доказательств, утверждавших незыблемое значение идейности литературы, идейности, определяющей и ее полезность в общест венном, социальном прогрессе. Достоев ский осмыслил эту проблему несколько иначе. Он сделал попытку доказать, что мера пользы литературы, т. е. по сути ме ра народности, прямо зависит от степени ее художественного совершенства. Это по ложение несло в себе идею художествен ного прогресса: открытие новых тенденций, новых сторон жизни в сфере литературы,— открытие прежде всего художественное. Связывая понятие идейности и мастерст ва, Достоевский провозглашал, что «путь к свободе ведет через красоту». Впрочем, в этом не было какого-либо эстетизма, ибо красота для писателя ассоциируется с доб ром. Важность и необходимость такой по становки вопроса подтверждены всем хо дом литературного развития последующего времени. Актуальной осталась эта проблема и для нашего времени. В эпоху НТР, когда в со знание многих критиков и эстетиков про никли идеи «девальвации» красоты, когда дизайн стал осмысливаться чуть ли не как единственный представитель художествен ной культуры века, именно в эту эпоху следует помнить заветы Достоевского. Мы знаем, что искусство может в известном смысле являться критерием духовного раз вития общества. Недаром многие великие гуманисты прошлого настойчиво обраща лись к теме искусства, к теме «мастера», создателя художественных ценностей. Со ветские писатели приняли эту эстафету от классиков. Они бережно донесли ее до се годняшнего дня. --- ♦ Ж урнал «СИБИРСКИЕ ОГНИ» № 11 — 1981 г. Западно-Сибирское книжное издательство. 630099. Новосибирск, Красный проспект. 32. Художественный редактор А. Н. ТОБУХ. Технический редактор Н. М. ПОТОЦКАЯ. А д р е с р е д а к ц и и : Новосибирск. 50, Красный проспект. 80. Телефоны: гл. ред.— 22 19-41. зам. гл. ред.— 21-54-28, отд. прозы — 21-53-67. отд. очерков — 21 56 09, отд. поэзии — 21 56-29, отд. критики — 21-56-50. отв. секретарь — 21-55-18, зав. редакцией — 21-56-23. Сдано в набор 14.07.81 г. Подписано в печать 14.09.81 г. МН00066. Формат 70X108/16. Бум. тип. № 2. Гарнитура литературная и журнальная. Печать высокая. Уел. печ. л. 16,8. Уч.-изд. л. 18,76. Тираж 123000. Заказ ЗОН. Цена 50 коп. Типография изд-ва «Советская Сибирь». 630048, Новосибирск, ул. Немировича-Данченко. 104.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2