Сибирские огни, 1981, № 11
ДИАЛОГ О ПРЕКРАСНОМ 191 прояснить и в положениях, выдвинутых Достоевским. Да, художник может заблуж даться и отклоняться от насущных задач современности. Такое может случиться не только с второстепенными писателями, но и с талантливыми и, как видим, даже с ге ниальными. Однако действительно великий художник-реалист, создающий образцы настоящего искусства, в силу особой при роды художественного таланта, объектив но не может не отразить важнейших мо ментов социально-исторической жизни, не может не отразить прогрессивных и даже революционных тенденций своей эпохи. Таким образом, там, где мы имеем дело с подлинными художниками, выдающимися созданиями творческого гения — одним словом, с настоящим искусством, там мы всегда находим и современность, и акту альность. Достоевский в этом отношении прав. Прав, когда он, развивая свою мысль, ут верждает: «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, на сущно-полезно... Искусства же несовре менного, не соответствующего современ ным потребностям, и совсем быть не мо жет. Если оно и есть, то оно не искусство; оно мельчает, вырождается, теряет силу и всякую художественность». Вспомним дискуссии об идейности и ху дожественности в советской критике, и мы убедимся, что вернулись по сути к той же проблеме, хотя и на ином социально-исто рическом этапе, на новом витке художест венного прогресса. Но ведь в данном слу чае важно даже не решение, важна сама постановка вопроса, ее масштабность, глу бина и историческая перспективность. На помним, что В. И. Ленин в статье «Л. Н. Толстой и современное рабочее движе ние» высоко оценил Толстого-мыслителя, «который с громадной силой, уверенно стью, искренностью поставил целый ряд вопросов, касающихся основных черт со временного политического и общественно го устройства» *. С точки зрения такой постановки во проса Достоевский шел «дальше» Добро любова, как он сам об этом говорил. Од нако в этом «дальше» заключалась и известная слабость Достоевского. Продол жая рассуждения о несостоятельности «не современного» искусства, Достоевский по ясняет: «В этом смысле мы идем даже даль ше г-на -бова, в его же идее: он еще при знает, что существует бесполезное искусст во, чистое искусство, не современное и не насущное, и ополчается на него. А мы не признаем совсем такого искусства, и спокойны — незачем ополчаться; а если и будут уклонения, то беспокоиться нечего: сами собою пройдут, и скоро пройдут». На первый взгляд кажется, что Достоев ский «радикальнее» Добролюбова. Но во прос вот какой: чем обеспечивается прак тически эта радикальность? ' Добролюбов «ополчается», а Достоевский «спокоен». Добролюбов стоит на позиции идейной ' Л е н и н В. И. Поли. собр. соч.. т- 9Г> с. 38. борьбы, Достоевский на позиции веры в некие «субстанциальные» силы, заключен ные в русской нации и национальном ис кусстве. Добролюбов понимал, что без борьбы положительных идеалов не утвер дить. Пафос борьбы объясняет и некото рые «крайности» его критики, которые раз дражали Достоевского, призывавшего «не стеснять искусства разными целями, не предписывать ему законов, не сбивать его с толкУ, потому что у него и без того много подводных камней, много соблазнов и уклонений, неразлучных с исторической жизнию человека. Чем свободнее оно бу дет развиваться, тем нормальнее разовьет ся, тем скорее найдет настоящий и полез ный свой путь». Добролюбов твердо знал, что полезно обществу, и всемерно помогал рождению и укреплению этого полезного, не уповая на силу «свободного» искусства. В этом плане он стремился определить полезность произведений разных художественных уровней, учитывая, что реально литература представлена не только великими талан тами. Вспомним, что и Писарев также об ращал внимание на это, когда указывал на «метлу», которой должны вооружиться некоторые писатели. «Полезность» искусст ва — в широком смысле этого слова — яв ляется одной из главных идей в критике Добролюбова. Он попытался внушить это и оппоненту — Достоевскому — в статье «Забитые люди». Остановимся на этом вопросе несколько подробнее. Вернемся к рассказам Марко Вовчок, ко торые положили начало полемике. Добро любов, как уже сказано, горячо поддер жал писательницу, видя несомненную полезность ее рассказов. Достоевский под вергает сомнению эту полезность, аргу ментируя тем, что М. Вовчок берет для изображения случаи нетипичные, исключи тельные. Полемизируя с Добролюбовым, Достоевский пишет: «...Ваши противники прямо ответят вам: «Вы утверждаете, что этот случай повсеместный, и выходите из себя, чтоб доказать это; то-то и есть, что он рассказан так, что мы ясно видим его исключительность, доходящую до неле пости, почти невозможную...» Было бы лучше, по мнению Достоевского, если бы верной мысли соответствовала совершен ная художественная форма. «Ведь такой рассказ был бы в тысячу раз полезнее. В сущности вы презираете поэзию и худо жественность; вам нужно прежде всего дело, вы люди деловые,— раздраженно заключает писатель. И добавляет: —...Худо жественность в высочайшей степени по лезна именно с вашей точки зрения». На этот полемический выпад Достоевско го Добролюбов ответил в статье «Заби тые люди». Он отпарировал обвинение Достоевского, придумав особый полемиче ский ход. Критик поставил себе задачу по казать, что в романе Достоевского «Уни женные и оскорбленные» тоже много на думанного и невероятного, но вместе с тем и полезного. Он иронически заметил, что Достоевский имеет, гак сказать, при вилегию на изображение всякого рода
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2