Сибирские огни, 1981, № 11
190 в , о д и н а к о в вание может сбиться с пути каким-нибудь господствующим направлением. Явились также защитники обличительной литерату ры, доказывавшие, что гражданский про тест есть прямая обязанность искусства. Спорящие стороны были достойны друг друга и одинаково смешны для беспри страстного наблюдателя. Я бы им посове товал проехать мимо Академии художеств, прочитать на фронтоне надпись: «Свобод ным художествам» и подумать о смысле этих слов». Тогда, по мнению Писарева, одна сторо на поняла бы, что свобода художника — это его право выступать против «общест венных гадостей», а другая уразумела бы, что этот крик протеста и негодования только тогда действительно силен, когда он «неподделан», что сердиться на худож ника за отсутствие подобных криков — зна чит «посягать на его личную свободу». Достоевский также считал, что выступле ние против «общественных гадостей» не унижает искусства, не стесняет и не может стеснить художника. Позиция Достоевско го в данном случае не расходится с точкой зрения Писарева. Это особо следует под черкнуть, ибо Писарев, как уже сказано,— критик революционно-демократического лагеря. Достоевский писал: «Обличительная ли тература возбуждает негодование сторон ников чистого искусства. С одной стороны, это имеет некоторое основание: большею частию произведения обличительной лите ратуры до того худы, что более вредны, чем полезны всеобщему делу, и если мы с своей стороны признаем, что нападки на эти произведения отчасти и дельны, то единственно только в этом смысле. Но в том-то и беда, что нападки на них идут не с одной этой стороны и не в этом смысле. Негодование заходит далее: об виняется сам г-н Щедрин, родоначальник обличительной литературы, несмотря на то, что г-н надворный советник Щедрин во многих из своих обличительных произве дений — настоящий художник. Мало того, гонится весь обличительный род искусства, как будто между обличительными писате лями даже и не может появиться истинного художника, гениального писателя, поэта, самая специальность которого именно и бу дет состоять в обличении. Следовательно, из вражды к противникам сторонники чи стого искусства идут против самих себя, против своих же принципов, а именно — уничтожают свободу в выборе вдохнове ния. А за эту свободу они-то бы и долж ны стоять». Мы привели полностью эту довольно длинную цитату для того, чтобы подчерк нуть Дух объективности, которого придер живается Достоевский при разборе совре менных ему литературных , явлений. В этом отношении он не расходится, как уже ска зано, со своим оппонентом, нащупывая об щую точку зрения там, где это было воз можно. Правда, Достоевский не согласен насчет «метлы», видя в этом уступку без дарным произведениям, наносящим вред благородной идее. «Художественность в писателе есть способность писать хоро шо,-»- заявляет Достоевский,— следователь но, те, которые ни во что не ставят худо жественность, допускают, что позволитель но писать нехорошо. А уж если согласятся, что позволительно, то ведь отсюда неда леко и до того, когда просто скажут: чхо надо писать нехорошо». Разумеется, здесь присутствует полемическое преувеличение, но требование высокой художественности произведения справедливо, с ним трудно спорить. Оно и сейчас актуально, особенно когда мы рассуждаем об идейной ценно сти сочинения в соотнесенности с его ху дожественными качествами. Возвратимся, однако, к тому основопола гающему тезису, который был высказан Достоевским по поводу «вечной» совре менности и действительности искусства. Весь пафос высказываний писателя и си стема его аргументов свидетельствуют о том, что речь идет о талантливых масте рах и о реалистическом искусстве. Уклоне ние от действительности, по мнению До стоевского, — ненормальность: «есть су масшедшие поэты и прозаики, которые прерывают всякое сношение с действитель ностью, действительно умирают для на стоящего, обращаются в каких-то древних греков или в средневековых рыцарем и прокисают в антологии или в средневеко вых легендах». Иной характер носят те уклонения, кото рые обусловлены социально-общественны ми и историческими причинами. Писатель ведет речь об ошибках и заблуждениях, происходящих от «разрозненности общест венных интересов», от «непонимания дей ствительности», от «некоторых исторических причин» и т. п. «Но зги уклонения сами собою скоро проходят,— пишет Досто евский,— и общество всегда само .отыски вает потерянный путь. А главное в том, что искусство всегда в высшей степени верно действительности». И не может быть неверно современной действительности. . Иначе оно не настоящее искусство. Запомним, что Достоевский говорит о заблуждениях писателей, и особенно то, что касается «большого искусства». А те перь обратимся к статье В. И. Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской рево люции», написанной в 1908 году. В. И. Ле нин говорит о заблуждениях Л. Толстого, который не понял революции и от нее отстранился, и объясняет это социально-ис торическими причинами: «Но наша револю ция — явление чрезвычайно сложное; сре ди массы ее непосредственных соверши телей и участников есть много социальных элементов, которые тоже явно не понима ли происходящего, тоже отстранялись от настоящих исторических задач, поставлен ных перед ними ходом событий. И если перед нами действительно великий худож ник, то некоторые хотя бы из существен ных сторон революции он должен был от разить в своих произведениях» ■. Этот вывод В. И. Ленина может многое ‘ Л е н и н В. И. Поли. собр. соч.. т 17 с. 206.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2