Сибирские огни, 1981, № 11
188 стремятся вперед, точно энервированные до отупения, до непонимания, что и у нас есть жизнь,— в каком-то отчаянии броса емся в эпоху «Илиады» и создаем себе таким образом искусственную действи тельность, жизнь, которую не мы создава ли и не мы проживали, мечту, пустую и соблазнительную,— и, как низкие люди, заимствуем, воруем нашу жизнь у давно прошедшего времени и прокисаем в на слаждении искусством, как никуда не год ные подражатели!». Достоевский считает, что «направление утилитаристов» с точки зрения такого рода упреков можно назвать даже благородным и возвышенным: «Оттого-то мы им так со чувствуем; оттого-то их и хотим уважать». Однако беда в том, что «это направление и эти упреки неверны». В чем же ошибка, «утилитаристов»? Достоевский убежден, что идеалы настоящего и будущего можно и должно формулировать исходя из прош лого эстетического опыта человечества. Отметим попутно, что уже в советское время деятели РАППа пропагандировали принцип отрицания прошлого. Будущее для них не имело корней в прошлом. Та кой взгляд исторически восходит, как мы можем убедиться, к схематично истолко ванной доктрине поэтического «утилита ризма»: настоящее — вот главное, прош лое — не имеет значения. Позиция Досто евского в этом вопросе весьма поучитель на. Он пишет: «Заметим утилитаристам, что ведь можно относиться к прошедшей жизни и к прошедшим идеалам и не наив но, а исторически». Писатель при этом в качестве вечного элемента, соединяющего эпохи, считает красоту. Жизнь связана с красотой, даже мучения и страдания че ловека. «При отыскании красоты,— говорит Достоевский,— человек жил и мучился». Такое понимание красоты войдет в кон цепцию его романов. Он неоднократно заявит о великой миссии красоты, которой мир спасется. Конечно, спасать мир красотой в буржу азных условиях, в условиях господства Лу жиных, Тоцких и им подобных дело не сбыточное. Но Достоевский заглядывал в будущее, видя, хотя и в утопических обра зах, гармоническое общество, «золотой век» человечества. Показательно, что М. Е. Салтыков-Щедрин, очень едко и придир чиво споривший с Достоевским, напишет о его романе «Идиот» следующие проник новенные слова: «Он (Достоевский.— В. О.) не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, ко торые составляют цель не непосредствен ных, а отдаленнейших исканий человечест ва. Укажем хотя бы на попытку изобразить тип человека, достигшего полного нравст венного и духовного равновесия, поло женную в основание романа «Идиот»,— и, конечно, этого будет достаточно, чтобы согласиться, что это такая задача, перед которою бледнеют всевозможные вопросы о женском труде, о распределении ценно стей, о свободе мысли и т. п. Это, так ска зать, конечная цель, ввиду которой даже самые радикальные разрешения всех ос тальных вопросов, интересующих общест во, кажутся лишь промежуточными стан циями». Достоевский утверждает, что «потреб ность красоты развивается наиболее тогда, когда человек в разладе с действительно стью, в негармонии, в борьбе, то есть ког да наиболее живет, потому что человек наиболее живет именно в то время, когда чего-нибудь ищет и добивается; тогда в нем и проявляется наиболее естественное желание всего гармонического, спокойст вия, а в красоте есть гармония и спокой ствие». Мысль Достоевского о красоте как иде альном воплощении гармонии и спокойст вия получила развитие в рассуждениях М. Е. Салтыкова-Щедрина о социально-об щественных идеалах человечества. Салты ков-Щедрин говорит о том, что действи тельность предлагает писателям массу запутанных и невыясненных вопросов, но за ними «стоит нечто не представляющее уже никакой запутанности и неясности. Это ясное и незапутанное — есть стремление человеческого духа притти к равновесию, к гармонии». Эту глубокую идею и отстаивает Досто евский в полемике с Добролюбовым. Конечно, в постановке вопроса о роли красоты в жизни отдельных людей и чело вечества в целом он стоит на максималист ской позиции. Но это максимализм гения, максимализм моцартианского толка, кото рый изображает А. С. Пушкин в своей «маленькой трагедии» «Моцарт и Салье ри». Послушаем Моцарта: «Когда бы все так чувствовали силу Гармонии! Но нет: тогда б не мог И мир существовать; никто б не стал Заботиться о нуждах низкой жизни; Все предались бы вольному искусству. Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой. Единого прекрасного жрецов». Мысли Пушкина и Достоевского о кра соте и гармонии полезно вспомнить, ибо рассуждения по этому поводу часто, а мо жет быть, и как правило, соседствуют с проблемами социально-общественными, с актуальными идеологическими вопросами. Обратим внимание на упадническую идеологию русского декаданса и вспомним строки из стихотворения Давида Бурлюка: Душа — кабак, а небо — рвань. Поэзия — истрепанная девка. А красота — кощунственная дрянь. Как видим, без «красоты» здесь тоже не обошлось. Опережая этот печальный исход и как бы предостерегая русских писателей и читате лей, Достоевский произнесет: «Красота по лезна, потому что она красота, потому что в человечестве — всегдашняя потребность красоты и высшего идеала ее». И это была не фраза: Достоевский, измученный ка торгой и ссылкой, болезнью и долгами, жил мгновениями постижения высокой красоты. _________________ В. ОДИНОКОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2