Сибирские огни, 1981, № 11
крмтакА АИТЕРАТЯРПВЕДЕШШ К 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В. Одинокое ДИАЛОГ О ПРЕКРАСНОМ с Может ли быть красота в правде? Едва ли, но если правда найдет себе жизнь в красоте, то от этого является в мир великое искусство...» М. Пр ишв и н . Из дневника. В самом начале 60-х гг. XIX века возник полемический диалог между Ф. М. Досто евским и Н. А. Добролюбовым. Спор двух великих деятелей русской литературы но сил, на первый взгляд, несколько неожи данный оттенок, если принять во внимание раскаленную общественно-политическую атмосферу того времени. Неожиданный потому, что обсуждалась «рафинирован ная» проблема прекрасного, которая го дилась разве только для украшения интел лектуального стола дворянских литератур ных салонов. Но это ошибочное мнение. Как мы увидим дальше, за эстетизирован ной внешностью предмета спора скрыва лась такая «бездна пространства», в кото ром свободно размещались не только литературные лики, но и стоящие за ними реальные образы живой жизни, имевшие прямой выход в область злободневных для той эпохи социальных и общественных вопросов. Но мало отметить только это. Мы, люди XX века, не можем пройти мимо тех заветов, которые оставили нам талант ливейшие представители нашей отечест венной словесности. Они были очень разные по своим обще ственно-политическим взглядам. Н. А. Доб ролюбов — революционный демократ. Ф. М. Достоевский — «почвенник», утверж давший нравственное объединение высших классов с народом, возвращение их к род ной «почве». Казалось бы, исторический результат этого спора предопределен: не правота Достоевского запрограммирована его «почвенническими» взглядами. Реально же ситуация оказалась гораздо сложнее. Рассмотрим все по порядку. Заметим прежде всего, что сам факт выступления Достоевского против Добро любова — еще не показатель его безна дежного заблуждения. Ведь полемика сталкивала в 60-е годы не только пред ставителей разных идейных течений, но и одного лагеря. Не был единым и лагерь революционной демократии, что обуслов ливалось сложностью социально-историче ской и политической обстановки. Вспомним хотя бы расхождения Д. И. Писарева с Н. А. Добролюбовым в оценке «Грозы» А. Н. Островского, замечания М. Е. Сал тыкова-Щедрина в адрес «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, полемические пасса жи Д. И. Писарева, направленные против М. Е. Салтыкова-Щедрина, и т. п. Важно то, что Достоевский в полемике с Добролюбовым пытался не просто от стоять свой взгляд, свою субъективную позицию, но найти истину. Достоевский исходил при этом из глубокого уважения к личности оппонента, к его точке зрения. В черновом наброске начала своей статьи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2