Сибирские огни, 1981, № 11
ЗАПИСКИ ФОЛЬКЛОРИСТА 185 Людям необходима полная убежденность в том, что их труд и лишения не напрасны, имеют высокую нравственную ценность и экономическую отдачу. Кроме того, людям нужна доступная эстетическая форма самовыражения. Возникли песни геологов, по лярных летчиков, изыскателей трасс и т. д. Развитие туризма, альпинизма и других спортивных направлений и форм отдыха собирает относительно крупные группы часто ранее вообще незнакомых людей. Их взаимодействие и полноценный отдых практиче ски невозможны без умения быстро налаживать непринужденные взаимоотношения, создавать атмосферу психологического комфорта. Песни туристов, альпинистов, горных лыжников и здесь стали незаменимым средством консолидации людей. Коммуникативная, социально.организующая функции этих песен — гитарных, в терми нологии Л. Л. Христиансена,— очевидны. Закономерность данного процесса можно сформулировать следующим образом: социально-бытовые потребности предопреде ляют внеэстетические функции и художественные параметры новых, соответствующих своему времени, форм эстетических коммуникаций. Подтверждением правильности вывода может явиться и тот факт, что гитарные песни создаются а период, когда все ми современными средствами пропагандируются многие тысячи песен, созданных профессиональными поэтами и композиторами. Но эти песни не имеют определенной бытовой функции и редко входят в песенный репертуар молодежи. Там, где хорошо поставлено музыкальное воспитание подрастающего поколения, например, в респуб ликах Прибалтики, где бережно сохраняются национальные песенные традиции, как правило, налицо избирательность при формировании репертуара гитарных песен от дельными исполнителями и коллективами, его высокая художественность. Там же, где нарушена естественная преемственность в наследовании народной культуры и нет действенной системы приобщения детей и молодежи к профессиональному искусст ву, неизбежно идет снижение художественного уровня репертуара гитарных песен, засорение его пошлыми и даже идейно вредными поделками. Безвкусица плодит безвкусицу. Конечным итогом ее является утрата национальных песенных традиций, слепое увлечение зарубежной вокально-инструментальной музыкой. Пагубность этого процесса отнюдь не в «тлетворном влиянии Запада»: на западе создано много по истине прекрасных произведений, часто талантливо раскрытых певцами и средствами совершенной современной инструментальной музыки. Но люди, лишенные эстетиче ского вкуса, обращаются не к ним, а «пасутся» на музыкальных свалках Запада. Вто рая опасность заключается в том, что поклонники западной музыки, как правило, не знают иностранных языков, а значит, и не понимают содержания произведений. Го лос певца (певцов) воспринимается ими как один из компонентов музыкальной ин струментовки. А между тем, именно слова народных песен несли их основную идею, -определяли характер напевов. Наконец, третья опасность этого процесса заключается в пассивно-потребительском отношении к музыке: магнитная запись заменила все музыкальные инструменты, исчезли балалайки, гармони, жалейки и другие русские инструменты, даже гитару могут «держать в руках» в среднем от 8 до 10% молодежи. При пассивном «потреблении» музыки молодежь легко захватывает мутный вал «му зыкальной моды». В подобной ситуации мы не только можем, обязаны обратиться к многовековому народному опыту музыкального воспитания детей и молодежи и, пока живы «самород ки» (талантливые песельницы), послать — организованно, через школы — к ним на вы учку наших детей. Былье можно и нужно «пропалывать»... То же можно сказать и о педагогическом опыте народа. При всем различии ус ловий воспитания «в старое время» и в наши дни многие принципы, формы и методы, выработанные народной педагогикой, приемлемы. И «бредни» стариков при ближай шем рассмотрении обретают огромную дидактическую, нравоучительную силу. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2