Сибирские огни, 1981, № 11
184 М. МЕЛЬНИКОВ Григория Никифоровича Батанова. На мой вопрос, почему он песню про разбойни ков называет партизанской,-Г. Н. Батанов резонно ответил: — При царе, и Разине, и Пугачеве разбойниками называли и Ермака. Нет, Чур кин— партизан. В словах старого охотника и ветерана первой мировой войны есть доля правды. Василий Васильевич Чуркин — лицо историческое, крестьянин деревни Барской Оре хово-Зуевского уезда, работал на фабрике «Гуслица». За протест против невыноси-. мых условий труда был арестован, бежал из тюрьмы и около двадцати лет «раз бойничал». Интересно, что в «рязанского» Чуркина, как народного заступника, искренне верит внучка революционера-подпольщика Похлебина, видевшая, как собирались в их доме народные защитники-революционеры, читали запрещенные книги, пели песни протеста, видавшая, как жандармы арестовывали и увозили ее деда. Она напела одну песню из репертуара деда и его друзей: Отпустили крестьян на свободу Девятнадцатого февраля. Только не дали землю народу — Вот вам милость дворян и царя. Мужики без земли пропадают. А дворяны-то рады тому. Что дешевле они нанимают На работу, работу свою. А чтоб с голоду нам не подохнуть. Мы к дворянам работать идем. И жирет эта жадная свора. И живут они нашим трудом. Коровенку за подати продали. Лошаденку за долг барин взял... А без лошади как нам работать. Поп твердит: «Это бог наказал!» Донимает нас земский начальник. И урядник дохнуть не дает. Поп пугает нас адом кромешным И остатки за требы береті Эта песня была на рубеже веков незаменимым критиком хищнической, антина родной сущности прогнившего строя помещиков и капиталистов. Песни несли взрыв ную силу даже в том случае, если не содержали прямого призыва к неповинове нию и бунту. Мне часто приходится выступать с лекциями перед рабочими, учителями, ра ботниками культуры, учеными, отвечать на многочисленные вопросы. Но, пожалуй, дороже всего для меня споры, которые нередко вспыхгіЬают уже после лекций в уз ком кругу людей, неравнодушных. И в этих спорах почти всегда, естественно в раз ной форме, приходится слышать: «Вы говорили о прекрасном искусстве народа. Верно: было. Было — и быльем поросло! Новое время — новые песни...», «Раньше дети день-деньской были на глазах у родителей — можно было воспитывать. А я со своими, как на бойком перекрестке, утром да вечером на бегу встречаюсь: доброе утро да спокойной ночи не всегда сказать успеваю», «Что без толку старое воро шить! Кому нужны бредни стариков да старух о старой жизни. Надо о будущем думать I А старое к новому не приложишь». Это разговор людей взволнованных, обеспокоенных, искренних. Говорят о том, о чем с болью в сердце думают. Выдают то, что «на сердце накипело». Много прав ды, подчас горькой, терпкой, не меньше заблуждений. Но хорошо, что думают, ищут истину. Новое время действительно приносит новые песни. Развитие науки и техники, расширение масштабов исследовательских и поиско вых работ в малообжитых районах нашей страны и за рубежом в наши дни привели к созданию бесчисленных микроколлективов геологов, изыскателей трасс, метеоро логов и гидрологов, полярных летчиков, экипажей рыболовецких траулеров и подвод ных лодок и т. д. Эти коллективы длительное время пребывают в условиях дискомфорта, в отрыве от привычного бытового и семейно-психологического уклада, зачастую в экстремальных условиях. Проблема психологической совместимости-несов местимости становится доминирующей. Возникает острая необходимость в поисках действенных средств социальнотпсихологической , консолидации подобных общностей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2