Сибирские огни, 1981, № 11
ЗАПИСКИ ФОЛЬКЛОРИСТА 177 ной песельницы 99 свадебных, 104 аграрных обрядовых и приуроченных к календарю песен, а всего — 485 народных музыкально-поэтических и поэтических произведений! Это поистине уникальное сокровище! Но никто из близких даже не подозревал зітого. Рядом не оказалось людей, знающих «смоленские» песни, петь не с кем, и она хранила их в своей памяти. Песель- ницей не слыла. Да и голос у нее слабый, , с возрастом растерявший былую силу и красоту. Внучка, Людмила Михайловна, обратилась к ней за советом, от кого можно записать свадебные песни. — А много надо? — осведомилась Ефросинья Денисовна.— Если не очень много, то напою. И напела. Кстати замечу, что от матери Людмилы, В. В. Прозвицкой, наделенной от природы далеко не лучшим слухом, записано более 170 песен Великой Отечествен ной войны. Ефросинья Денисовна — натура творческая, в совершенстве владеющая секретами народного песнетворчества. Забудет слово — тут же добавит свое, да так, что и «швов» не видно: Разливалась все ключевая вода. Подмувала йна все зяленая луга. Как на том, на лужку, стоят девки в кружку. Между девочак —молодушка молода. В тэй молодушке призаплаканы глаза. Призаплаканы глаза, призатерты рукува... Забытые слова восполнила своими: А в мяне, молоде, муж престарый, к тому злой, Не пускает молоду на улицу погулять. На улицу погулять и милого пувидать. Также дополнила своими словами песню «Между саду, между рощей зеляной». Свадебную песню «Зарзали коники вороны», по ее словам, «сложила всю сама»: Зарзали коники вороны. Зарзали коники вороны, Запели свашечки молоды. Запели свашечки молоды. Поехали в дорогу, Поехали в дорогу. Ой, к тому сялу большому. Ой. к тому сялу большому. Ой, к тому свату богату. Ой, к тому свату богату. Чтобы убедиться в сходстве структуры и формы этой песни с другими, можно сравнить ее с другой свадебной песней, которую поют свахи жениха, когда он идет из церкви с невестой: «Вдарили в звоны колоколы». Она сложила песню, используя гото вые песенные блоки, выражения — формулы, образы и пр. В 1968 году нам (С. М. Ковалевой, А. С. Беловой и мне) удалось познакомиться с Аксиньей Егоровной Першиковой. Жила она в убогой, вросшей в землю избе на под ворье многосемейного сына. Грубой поделки стол, табуретка, лавка вдоль стены и старенькая кровать — вся мебель. Всюду тлен и запустение: хозяйка стара и немощна. Мы словно шагнули в прошлый век. Работать в этой обстановке не могли. Устроились на скамеечке у ворот. Аксинья Егоровна молчит, голова ее почти беспрерывно дерга ется, и не верится, что перед нами — корифей и заводила всех хороводных игрищ, что это о ее игривости и красоте голоса рассказывают легенды во многих окрестных селах, а в родном селе Чингисы (Ордынский район Новосибирской области) говорят старики с любовью и почтением. Но вот она сосредоточилась, напряглась — и полилась удиви тельной красоты песня: Ой, зыря мыя, зыря ранняя, все вечерняя Ой, я-ли-ели, все вечерняя. Ой, из-под цвет, зари занималыся Ой, я-ли-ели. зари занималыся. Ой. моему мужу прихворалыся. Ой, я-ли-ели, прихворалыся. Ой, запросил постыл ключевой воды. Ой, я-ли-ели, ключевой воды. Ой, ключевой воды трехколодизнай Ой. я-ли-ели. трехколодизнай. 12 Сибирские огни,№ 11.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2