Сибирские огни, 1981, № 11
172 М. МЕЛЬНИКОВ хитроумное сплетение растительного и геометрического орнамента, а над самыми кружевами,— крестики и слова. — Четырнадцать лет мне было. Увидела у соседки вышиванье — понравилось. Попросила. «Да где тебе,— говорит,— мала еще». А я через два дня приношу. Та взглянула и охнула: «Лучше меня». Девушки мои рты раскрыли от удивления: — И все нитки сами пряли? — А нешто тетку нанимала? Выходит девка замуж — чтоб полный сундук холстов был. И это первое дело. У меня сундук — четыре мужика еле вынесли! Такой за кон был. Мы уже узнали от соседей, что Мефодьевна «в любой работе была лютой», по 500 снопов в день вязала, больше мужиков выкашивала, а в «льняном деле трех собак съела». — Лен — первое дело было для бабы(— подтверждает Анна Мефодьевна и за певает «карагодную» (хороводную) песню: 1. (Ой), как же мне, маменька, Како мне, сударынька. Белый лен посеять? Вот так, вот сяк, - Вот и етак, вот и так. При-в широкой белой! 2. Как же мне, маменька. Како мне, сударынька. Белый лен боронити? Вот так, вот и сяк, Вот и етак, вот и так. При-в долине лен, лен. При-в широкой белай! 3. Как же мне. маменька, Како мне, сударынька, Белый лен полоть? Вот так-то, дитятко, Вот так-то, родное. Ой, лен, ты мой, лен. Лен белай, зеленой! Закончила песню скороговоркой: — Скажут бабы: че это Мефодьевна раскудахталась? Не праздник, чтоб песни играть на всю Лешанку. Так она называет свою деревню Ольшанку. Да и не только она. Ольшанка — типичная деревня Западной Сибири. Она расположена в непосред ственной близости от Московского тракта и Транссибирской железнодорожной маги страли, в ста километрах от Новосибирска. Основана в начале текущего века выходцами из Могилевской, Гомельской, Кур ской, Калужской и Черниговской губерний на месте старожильческих хуторов. В ше сти километрах от Ольшанки выходцы из Смоленской, Калужской и Могилевской гу берний основали Новоегорьевку. Рядом с ней возникла деревня Долгово. Сейчас этих мелких деревенек нет. Часть населения переселилась в Ольшанку. В Ольшанке около ста дворов. По хозяйственной деятельности — это отделе ние совхоза. Девять десятых населения составляют первопоселенцы и их потомки. В деревне сложился общий репертуар лирических песен. Его актив составляют традиционные русские, украинские и белорусские пёсни. Значителен пласт песен тюрьмы и каторги, городских песен и песен литературного происхождения. Русские песельники исполняют белорусские и украинские песни, как правило, в русском переводе. Как и в любом другом населенном пункте Сибири, в Ольшанке есть несколько певческих групп, отличающихся одна от другой и по манере исполнения, и по репер туару. Но эти отличия не существенны, певческие группы легко распадаются и без большого труда создаются новые. Иногда встречаются талантливые исполнители, которые как бы аккумулируют в своем творчестве лучшие достижения своих односельчан, отсеивают все антихудоже-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2