Сибирские огни, 1981, № 11
ИСКУССТВО М. Мельников ЗАПИСКИ ФОЛЬКЛОРИСТА Самородки Этнографы нашей экспедиции М. С. Сергейко и И. И. Кванская стремятся к предельной точности, засыпают информаторов вопросами: — Из какого материала была юбка? Какого цвета? Какого покроя? Какие рукава были у кофточки? Какова форма прошвы? Какие пуговки? Где стояли сваты? Что ска зал сват? Какими словами начал сватовство? Вопросов сотни, все они важны, но не для женщин-кре|стьянок. Уже к концу вто рого часа беседы хозяйка дома Полина Егоровна Шишкина' и ее родственницы Анна Федоровна Данилина и Мария Федоровна Елистратова с надеждой посматривают на А. А. Ковалева, А. П. Новикова и В. Г. Захарченко, скромно сидящих у магнитофонов. Они ждут, когда можно будет записывать песни. Женщины явно устали и не могут понять, зачем нам нужно знать подобные «пустяки». Анну Федоровну приходится сдерживать. Она постоянно стремится к свободному рассказу о свадьбе, где глав ное — не прошвы и складки, а человеческие чувства, людские судьбы. А. А. Ковалев шепчет мне на ухо: — Отпусти вожжи, пусть выскажется. Соглашаясь с ним, я включаю магнитофон. Анна Федоровна сразу же улавли вает суть нашего маневра и охотно принимает предложенный ход. Голос у нее звон- , кий, молодой, с богатством оттенков. Говорит быстро, напористо, все больше и боль ше увлекаясь: — Мене уже нету — просватали! И это куды годится?! Это никуды не годится — такую молодую! А я ниче не понимала. Я это плачу, плачу! А они меня ходят, сва тают, три раза в день. И все же они меня сватали, сватали и просватали! Наши... И спрашивают (сваты как раз в субботу пришли вечером): — Здравствуйте. — Здравствуйте. — Ну пришли сватать. Давай начинать будем, запивать. — Ну ты, жених, берешь, любишь ее? — Люблю и беру. — А ты, невеста, идешь? — Не знаю. — А как это так, не знаешь? — Не знаю. — А любишь ты его? — Не знаю. И на этом осталась, на «не знаю». Окончание. Начало в № 10.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2