Сибирские огни, 1981, № 10
52 ВЛАДИМИР КУРОПАТОВ чин, вступительная фраза, не содержащая никакой информации.—Хоро шо. Из каких же? Мишка держал указку на весу, а глаза его беспокойно бегали по плакату, будто искали что-то такое, что еще только сейчас было на нем и вдруг куда-то исчезло. — Шу-шу-шу...—доносилось из глубины класса. Я «не слышал» подсказок. Мишка же резко оборачивался, бросал протестующе: — Да кончайте вы! Я сам!... — Не отвлекайся, Дерюгин. Думай. Сначала назови две основные части двигателя. Мишка усиленно напрягал память, морщился, досадливо вертел головой... Нет, все-таки он не был, как я думал поначалу, тупицей от природы. У тупиц взор рассеянный, угасший, глаза —не глаза, а бес смысленные костяные пуговки. У Мишки они —быстрые,' живые, горя чие, даже очень горячие. И я думал: может, соображает он и не хуже других, ну хотя бы средних учеников, а все дело в странной организации его мышления. Если у другого мысли как бы выстраиваются в строгую очередь и он их выдает постепенно одну за другой, то у этого они соз дают толкучку, всем хочется поскорее наружу, а в результате —ни од ной: заклинили выход... Впрочем, поди пойми, что там в его голове и как. — Ну?.. Только спокойнее. Покажи нам первую и назови ее. — Значит... — Шу-шу-шу... — Да перестаньте вы! —уже нервно выпаливал Мишка и опять морщился, теребил свободной рукой волосы и с упреком самому себе: -— Учил же!.. — Знаю. Возьми себя в руки, не волнуйся. Переносица Мишки покрывалась росинками пота. Он бросал на меня взгляд, полный отчаяния, потом зло тыкал указкой в плакат.— В общем, у него есть лапки с дырками для болтов и кожух... Класс взрывался от смеха. Я оборачивался, делал строгое лицо. Становилось тихо. — Верно, Дерюгин. Есть у асинхронного двигателя и лапки, и ко жух. Но не с них надо начинать. Давай начнем все-таки с основных час тей. Одна из них называется ста-а-а... — Статор! —подхватывал Мишка. Глаза его, расширившиеся от восторга и радости, говорили: «Как же! Как же! Конечно, он, статор!». Указка тут же находила на плакате статор и показывала всему классу. — Очень хорошо, Дерюгин. А внутри статора вращается?.. — Этот...—суетливо обрывал меня Мишка, мол, теперь-то, когда уже начато, я сам.—Как его... — Так, так... — Ну этот...—Мишка снова'начинал морщиться, крутить головой. — Р-р-р... — Рротор! —И Мишка снова сиял от удовольствия, показывал на плакате ротор. И так до самого конца, то есть до лапок и кожуха. Делая Мишке намеки, наталкивая его на правильный ответ, я и шипел, и лалакал, и чуть ли песни не пел. Как говорится, и смех, и грех. — Садись. «Три», Дерюгин. Он клал на стол указку и сникал. Никакого удовлетворения от по лученной оценки не испытывал. Угрюмо шел к своему столу, вяло опус кался на стул, йрятал склоненную голову в ладонях. Ия, и ребята стара лись не смотреть на него: а что, мол, все было не так уж и плохо. Чув ствовалось, в группе его за что-то уважали, во всяком случае, я не заме чал, чтобы над ним строили злые шутки или там подтрунивали, или еще
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2