Сибирские огни, 1981, № 10
190 У КНИЖНОЙ ПОЛКИ ционные маоистскому политическому кур су. При этом Мао Цзэдуну и его группе противостояли как идейно-политические противники, представленные здоровыми силами КПК, так и маоисты, ставшие на оп ределенном этапе конкурентами в борьбе за власть. На основе марксистско-ленинского ана лиза событий в Китае в начале 70-х годов советские синологи пришли к убеждению, что «сентябрьский кризис 1971 г. был фак тически предопределен всем ходом вну триполитического развития КНР после IX съезда КПК. Кризис, назревавший подспуд но, затронул не только сферу власти, вне ся существенные коррективы в расстанов ку сил в китайском руководстве, но и спо собствовал закреплению новых тенденций во внутренней и внешней политике Пекина. Политическим фоном кризиса явилась об щая неустойчивость режима, вышедшего из хаоса «культурной революции», и поиск компромиссной и более гибкой политики, которая позволила бы упрочить созданный режим, стабилизировать обстановку в стране. • Устранение Линь Бяо и его сторонников, предпринятое в обход ЦК КПК, на основе временного блока соперничавших фрак ций в пекинском руководстве, затрагивало отношения маоистского режима с его главной опорой — армией. Чтобы добить ся «общепартийного» решения в связи с «делом Линь Бяо», маоистам потребовался довольно длительный период политическо го маневрирования — около двух лет. В результате проведенного авторами серьезного анализа сообщений китайской печати, тайваньских, гонконгских и других зарубежных изданий в монографии делает ся вывод, что процесс воссоздания на мао истской основе массовых общественных организаций (к которым авторы причисля ют, кроме профсоюзов, КСМК, женских организаций, организаций бедняков и низ ших середняков, также организации город ского ополчения) происходил под эгидой «лево»-маоистской группировки. При этом идейно-политические основы новых обще ственных организаций во многом совпада ли с платформой «левых» маоистов в пе риод «культурной революции», пытавших ся их использовать в борьбе за власть. По следнее обстоятельство, как нам пред ставляется, наиболее характерно для орга низаций ополчения, которое, по словам современной китайской пропаганды, лиде ры «левых» (т. н. «банда четырех») стреми лись превратить во «вторые вооруженные силы», противопоставив их армии. Нарастание сопротивления кампании «критики Линь Бяо и Конфуция» заставило «левых» маоистов пойти на компромисс со своими политическими противнйками, и, как указывается в работе, с начала 1975 г. она начала свертываться. Однако с февра ля 1975 г. развернулась новая кампания под «лево»-маоистскими лозунгами _ «за изучение теории диктатуры пролетариата». Паразитируя на марксистско-ленинском учении о диктатуре пролетариата, новая кампания была призвана, по замыслу ее инициаторов, служить средством дальней шего ужесточение маоистской диктатуры, наступления на жизненные интересы тру дящихся под лозунгом мнимого «ограни чения буржуазного права», а также сред ством тотальной идеологической обработ ки китайского населения в духе «идей Мао Цзэдуна». Левацкая кампания маоистов столкну лась с сопротивлением со стороны народ ных масс и широких слоев кадровых ра ботников, привела к углублению разно гласий в верхушке маоистского руковод ства, к новому обострению борьбы между выдвиженцами «культурной революции» и руководящими кадрами старшего поколе ния. Как указывается в монографии, по следние чувствовали за собой поддержку со стороны части рабочих, крестьянства, интеллигенции, высших командиров армии старшего поколения. В ответ на это сторонники «куль турной революции» навязали новую мас совую кампанию «критического обсуж дения романа «Речные заводи», в центре которой стоял вопрос о преемственности власти в пекинском руководстве. В ней также затрагивался вопрос о судьбе мао изма. Авторам удалось проследить момент пе рерастания кампании, построенной на исторических аллегориях, к прямым напад кам на руководителей старшего поколения под лозунгами очередной кампании «борь бы против правоуклонистского поветрия за пересмотр правильных выводов культур ной революции», в которой предпринима лись решительные попытки леваков из мао- цзэдуновского окружения отстранить от власти группировку Чжоу Эньлая и Дэн Сяопина, а также защитить закрепленные в конституции КНР результаты «культурной революции». В ходе последней кампании при жизни Мао~ Ц33АУна» развернутой, по словам китайской печати, под его «личным руко водством», сторонники линии «культурной революции» стремились окончательно по кончить с руководителями старшего поко ления. После смерти Чжоу Эньлая (в янва ре 1976 г.) они направили все силы на борьбу против Дэн Сяопина и связанных с ними деятелей старшего поколения. При этом, как отмечается в рецензируемой монографии, они пытались в первую оче редь привлечь своих сторонников из ар мии и активно вовлечь ее в проведение кампании, как Мао Цзэдун вовлек воору женные силы в «культурную революцию» в 1967 г. Однако, как показывают авторы, высшее армейское командование состояло в основ ном из представителей старшего поколе ния, сочувствовавшего группировке Чжоу Эньлая. Вместе с тем леваки не могли по ложиться целиком даже на выдвиженцев «культурной революции» в вооруженных силах, которые в своем большинстве не яв лялись «правоверными» маоистами, гото выми всем пожертвовать ради «идей Мао Цзэдуна».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2