Сибирские огни, 1981, № 10

190 У КНИЖНОЙ ПОЛКИ ционные маоистскому политическому кур­ су. При этом Мао Цзэдуну и его группе противостояли как идейно-политические противники, представленные здоровыми силами КПК, так и маоисты, ставшие на оп­ ределенном этапе конкурентами в борьбе за власть. На основе марксистско-ленинского ана­ лиза событий в Китае в начале 70-х годов советские синологи пришли к убеждению, что «сентябрьский кризис 1971 г. был фак­ тически предопределен всем ходом вну­ триполитического развития КНР после IX съезда КПК. Кризис, назревавший подспуд­ но, затронул не только сферу власти, вне­ ся существенные коррективы в расстанов­ ку сил в китайском руководстве, но и спо­ собствовал закреплению новых тенденций во внутренней и внешней политике Пекина. Политическим фоном кризиса явилась об­ щая неустойчивость режима, вышедшего из хаоса «культурной революции», и поиск компромиссной и более гибкой политики, которая позволила бы упрочить созданный режим, стабилизировать обстановку в стране. • Устранение Линь Бяо и его сторонников, предпринятое в обход ЦК КПК, на основе временного блока соперничавших фрак­ ций в пекинском руководстве, затрагивало отношения маоистского режима с его главной опорой — армией. Чтобы добить­ ся «общепартийного» решения в связи с «делом Линь Бяо», маоистам потребовался довольно длительный период политическо­ го маневрирования — около двух лет. В результате проведенного авторами серьезного анализа сообщений китайской печати, тайваньских, гонконгских и других зарубежных изданий в монографии делает­ ся вывод, что процесс воссоздания на мао­ истской основе массовых общественных организаций (к которым авторы причисля­ ют, кроме профсоюзов, КСМК, женских организаций, организаций бедняков и низ­ ших середняков, также организации город­ ского ополчения) происходил под эгидой «лево»-маоистской группировки. При этом идейно-политические основы новых обще­ ственных организаций во многом совпада­ ли с платформой «левых» маоистов в пе­ риод «культурной революции», пытавших­ ся их использовать в борьбе за власть. По­ следнее обстоятельство, как нам пред­ ставляется, наиболее характерно для орга­ низаций ополчения, которое, по словам современной китайской пропаганды, лиде­ ры «левых» (т. н. «банда четырех») стреми­ лись превратить во «вторые вооруженные силы», противопоставив их армии. Нарастание сопротивления кампании «критики Линь Бяо и Конфуция» заставило «левых» маоистов пойти на компромисс со своими политическими противнйками, и, как указывается в работе, с начала 1975 г. она начала свертываться. Однако с февра­ ля 1975 г. развернулась новая кампания под «лево»-маоистскими лозунгами _ «за изучение теории диктатуры пролетариата». Паразитируя на марксистско-ленинском учении о диктатуре пролетариата, новая кампания была призвана, по замыслу ее инициаторов, служить средством дальней­ шего ужесточение маоистской диктатуры, наступления на жизненные интересы тру­ дящихся под лозунгом мнимого «ограни­ чения буржуазного права», а также сред­ ством тотальной идеологической обработ­ ки китайского населения в духе «идей Мао Цзэдуна». Левацкая кампания маоистов столкну­ лась с сопротивлением со стороны народ­ ных масс и широких слоев кадровых ра­ ботников, привела к углублению разно­ гласий в верхушке маоистского руковод­ ства, к новому обострению борьбы между выдвиженцами «культурной революции» и руководящими кадрами старшего поколе­ ния. Как указывается в монографии, по­ следние чувствовали за собой поддержку со стороны части рабочих, крестьянства, интеллигенции, высших командиров армии старшего поколения. В ответ на это сторонники «куль­ турной революции» навязали новую мас­ совую кампанию «критического обсуж­ дения романа «Речные заводи», в центре которой стоял вопрос о преемственности власти в пекинском руководстве. В ней также затрагивался вопрос о судьбе мао­ изма. Авторам удалось проследить момент пе­ рерастания кампании, построенной на исторических аллегориях, к прямым напад­ кам на руководителей старшего поколения под лозунгами очередной кампании «борь­ бы против правоуклонистского поветрия за пересмотр правильных выводов культур­ ной революции», в которой предпринима­ лись решительные попытки леваков из мао- цзэдуновского окружения отстранить от власти группировку Чжоу Эньлая и Дэн Сяопина, а также защитить закрепленные в конституции КНР результаты «культурной революции». В ходе последней кампании при жизни Мао~ Ц33АУна» развернутой, по словам китайской печати, под его «личным руко­ водством», сторонники линии «культурной революции» стремились окончательно по­ кончить с руководителями старшего поко­ ления. После смерти Чжоу Эньлая (в янва­ ре 1976 г.) они направили все силы на борьбу против Дэн Сяопина и связанных с ними деятелей старшего поколения. При этом, как отмечается в рецензируемой монографии, они пытались в первую оче­ редь привлечь своих сторонников из ар­ мии и активно вовлечь ее в проведение кампании, как Мао Цзэдун вовлек воору­ женные силы в «культурную революцию» в 1967 г. Однако, как показывают авторы, высшее армейское командование состояло в основ­ ном из представителей старшего поколе­ ния, сочувствовавшего группировке Чжоу Эньлая. Вместе с тем леваки не могли по­ ложиться целиком даже на выдвиженцев «культурной революции» в вооруженных силах, которые в своем большинстве не яв­ лялись «правоверными» маоистами, гото­ выми всем пожертвовать ради «идей Мао Цзэдуна».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2