Сибирские огни, 1981, № 10
186 У КНИЖНОЙ ПОЛКИ к любой машине, которая не что иное, как ЧАСТЬ целого. Даже если сегодня мы возьмем всю ма шинную цивилизацию планеты, то она в совокупности не сможет противостоять человеку, как ЦЕЛОЕ —ЦЕЛОМУ, ибо не воплощает ни в качестве, ни в объеме, ни в конструкции —единственного человека, даже если не брать во внимание феномен «личности». Лет двадцать назад один лихой ученый грозился создать искусственного поэта, равного Пушкину. Дело у него встало чи сто по техническим причинам — за отсут ствием достаточно компактных деталей. Увы, при любом уровне техники это не станет возможным — программа любого человека, будь он Пушкин или безвестный бакенщик,—бесконечна, как бесконечна Вселенная, породившая жизнь и вершину ее —человека. Моделировать одного человека, разум человеческий —это значит моделировать всю. Вселенную, все человечество. Модели ровать всю живую жизнь от водоросли до человека, не упуская того, чего мы еще и не знаем, что навсегда стерто и скрыто в недрах планеты за миллионными и ми- лионными пластами почвы и времени... Машина —в общем смысле —обречена остаться палкой, удлинняющей руку чело века, прибором, усиливающим человече ский глаз, прибором, увеличивающим ско рость передвижения человека, увеличива ющим объем памяти и т. д. В свете таких беглых размышлений вы деляются в сборнике произведения, сиби ряков — В. Колупаева «Исключение» и Г. Прашкевича «Фальшивый подвиг». Оба писателя далеки от банального «неолуд дизма», они не стараются испугать чита теля призраком грядущей машины, маши ны, вышедшей из повиновения человека, вставшей выше человека, но, каждый по- своему, понимают машину именно как часть целого, которая в отрыве от цело го —мертва и бессмысленна, как, скажем, отрезанный палец. Г. Прашкев:ич, разрабатывая жанр фан тастического детектива, довольно редкий в наши дни, говорит об этом впрямую: без человека-гения любой сверхкомпью тер—банальная счетная машина, не более того. Г. Прашкевич косвенно, однако убе дительно говорит о том, что главное — создать человека. Будет гений —будет и гениальная машина. Повесть «Фальшивый подвиг»— несет явный заряд политическо го памфлета, жанра, остро необходимого в наши дни все усиливающейся борьбы идеологий. Мир наживы и чистогана, где нет морали, нет совести,— встает со стра ниц повести зримо и убедительно. В. Колупаев придает общей теме лиризм. Он восстает в своем произведении против машинизации человеческой души, против механизации счастья, он пишет о том, что без борьбы, а следовательно, и без по бежденных в этой борьбе,—невозможно полноценное существование человека. Особо в сборнике стоит повесть Стани слава Лема «Голем XIV»— произведение сложное, глубокое, уже на страницах сборника в предисловии, послесловии и статье В. Гакова —вызвавшее разные тол кования. Новое произведение Станислава Лема — о том, как Часть выдала себя за Целое, к этому прочтению подводит уже имя ле- мовского компьютера — Голем, тот самый средневековый глиняный человечек, кото рый ожил и буйствовал. «Голем XIV» буй ствует интеллектуально —он решает с не имоверной быстротой судьбу всего чело вечества: говорит о том, что, только от казавшись от своей биологической сущно сти, человечество сможет продвинуться вперед, говорит о том, что все, от разума до любого его проявления — будь то культура или литература,—мираж, ошибка природы, иллюзия. Но С. Лем тоже не ставит задачу напу гать нас машиной, он вооружает нас на борьбу с технократами, чьими идеями сверх меры напичкан «Голем». Он воору жает нас на борьбу против всего античе ловеческого, ведь нельзя же забывать о том, что «Голем XIV» создан специально для разрабатывания стратегических про грамм для американского ведомства обо роны. Вот он и разработал такую сверх научную программу, из которой так и прет античеловеческая сущность империализма. А. ВАШУРИН Александр Казанцев. Рассветное чувство. Стихи. Новосибирск, Западно-Сибирское кн. изд-во, 1981. Поэтическая молодость томича Алек сандра Казанцева счастливо совпадает с возрастной. И мы видим, что диапазон его поиска достаточно широк. В новой книге мы встречаемся и с чисто лирическими, и с несущими в себе заряд гражданствен ности, публицистичности, стихами. В открывающем книгу стихотворении «Ночлег» возникает образ заброшенного дома: * Горит, оплывает сутулая свечка, Трепещут, качаются тени в избе. Топиться не хочет проклятая печка, Видать, воробьиные гнезда в трубе... ■ Одна деталь — воробьиные гнезда, но сразу же возникает ощущение запущенно сти, одинокости оставленного хозяевами дома, и хочется уйти из него к людям. Идти к людям... Следующие стихи как раз о людях со всеми их горестями и ра достями. Вряд ли забудутся нам старуш ки — и та, которая давно уже не ждет супруга с войны, но все-таки сажает каж дый год табак, а вдруг —пригодитсяі И те, которые были не всегда сыты, но нищими душою не бывали. Вместе с поэтом мы ощущаем и вкус калины которая, хотя и сладкая, а все- таки горька, и теплый запашистый степной ветер, и росинку в чашечке цветка, эту сладость жизни. А вот и слова, которые будто горчат на губах:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2