Сибирские огни, 1981, № 10
У КНИЖНОЙ п о л к и 185 ства социализма, а вы уже сейчас имеете счастье строить этот социализм. Перед ва ми лежит неограниченное множество форм борьбы, каких мы не знали и не могли знать. И в этой борьбе вы будете нахо дить все новые и новые радости. И радо стей у вас будет больше, чем у нас. Это будут радости продолжения той борь бы, которую мы начали в октябре 1917 года!» Э. БУРМАКИН аН. Ф.» Сборник научной фантастики. Вы пуск 23. М., Знание, 1980. 23-й выпуск популярного издания «Н. Ф.»—тематический, составляющие его произведения посвящены различным ас пектам взаимоотношений Человека и Ма шины. Известные фантасты, среди которых то мич В. Колупаев, новосибирец Г. Прашке- вич и, конечно же, истинное украшение сборника —С. Лем (повесть «Голем XIV»), выявляют объемность и актуальность темы, придают ей звучание в широком жанровом диапазоне —от юморески и типичной (на грани пародии) научной фантастики с ре зисторами, тумблерами, дисплеями, инди каторами,—до фантастического детектива (Г. Прашкевич) и философской фантастики (или фантастической философии?!). Естественно, разноголосый хор фанта стов единодушно поет славу человеку, еще и еще раз доказывая его преимуще ства перед машиной. «Человек —лучше машины, хотя в частных проявлениях он, может быть, и несовершеннее ее». Таков главный мотив сборника. Мысль бесспорна. Но в чем же видят авторы сборника главное преимущество человека перед машиной? Да в том, что человек, по мнению фантастов, может по ступить нелогично, а машина не может по ступить нелогично. Она подвластна про грамме, она «раб программы», как всемо гущий джинн —«раб лампы». Вот эта зави симость от программы, от человека, от создателя, всевластие логики — и есть главный недостаток машины, есть то, что ставит ее ниже человека! Данное преимущество человека давно стало общим местом фантастики. Но по смотрим, так ли серьезно это преимуще ство! Можем ли мы, скажем, отрицать, что каждый человек от рождения несет в себе определенную программу (генетический код), что каждый человек «программиру ется» в процессе воспитания, обучения, что мера нормальности и полноценности человека определяется его следованием законам, правилам, обычаям, всему тому, что называется в широком смысле культу рой! Следовательно, вполне можно ска зать, что и человек —«запрограммирован и несвободен», несвободен от своей био логической природы, от социального слоя общества, к которому он принадлежит, от общества в целом. Нет, человек —не бог, он тоже, как и машина,—«создание», продукт, имеющий свою программу и реализующий ее в пе редаче генетического кода, в своей тру довой деятельности. Да суть и не в том, что у машины про грамма, а у человека —ее нет. Суть в том, что программа машины значительно уже, качественно ниже, несовершеннее про граммы человека. Рассказ М. Веллера «Трест». Компьютер определил задатки мальчика, но мальчик вопреки предсказаниям машины избрал другую профессию. Что же —доказано, что машина хуже человека, ибо он может поступить нелогично! Увы, ничего не до казано кроме того, что в своих решениях машина и человек руководствовались раз ными уровнями логики. И человеческий уровень, естественно, пока оказался выше. Уровень запрограммированности и реали зации этой программы отличает не только человека от машины, но и человека от че ловека. Один человек, руководствуясь ло гикой самосохранения, не бросится в ле дяную воду спасать тонущего ребенка, а другой —бросится, руководствуясь логи кой взаимопомощи. Речь идет о разном количестве освоенного в их «программах» понимания доброты. А уж машину, которая будет кидаться в воду, не раздумывая, сделать проще простого! Тогда как вопрос воспитания «нового человека» всегда остается для человечест ва вопросом номер один. Не упрощают ли себе задачу наши фан тасты, когда противопоставляют узкую программу —широкой, не играют ли они «в поддавки», с чисто внешним усилием раздумывая над тем, что лучше: человек или машина? Очевидность и однозначность ответа их завораживает, и они в тысячный раз до казывают читателям, что 2 больше, чем 1. Машина по сравнению с человеком — несовершенна, значит —человек лучше ее. Такова логика подавляющего большинства фантастов этого выпуска «Н. Ф.». Но мож но ли всерьез полагать, что несовершен ство машины, зависящее только от чело века, ее изготовившего, доказывает бес спорное преимущество создателя перед созданием? Ну, а если у отца родился и вырос плохой сын, поскольку отец его толком не обучил и не воспитал и пустил в жизнь с ущербной «программой»? Что тогда? Да, сын получился хуже отца, но этот факт, во-первых, доказывает несовер шенство отца, а уж как следствие этого — несовершенство сына. Столь же наивны попытки фантастов до казать, как якобы само собой разумеюще еся,—машина только тогда хороша, когда она поступает по-человечески, против про граммы (А. Горцев. «Белый монастырь»). Думается, фантасты совершают ошибку в самой постановке проблемы, поскольку противопоставляют ЧАСТЬ—ЦЕЛОМУ. Что такое — человек! Исчерпывающего ответа на этот вопрос — нет. Однако бес спорно одно —это ЦЕЛОЕ по отношению
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2