Сибирские огни, 1981, № 10

у к н и ж н о й п о л к и 183 Царь в демагогических целях смягчил приговор. Кудинов в своем романе приво­ дит те сроки наказания, которые были установлены «милостью» царя, на мой взгляд, ошибочно именуя это смягчение «указом правительствующего Сената». Самая большая удача Кудинова в рома­ не—это образ Николая Михайловича Яд- ринцева. Блестящий публицист, экономист, историк, этнограф, общественный деятель, революционер, организатор и редактор первой большой сибирской газеты, он вы­ ступает перед читателями во всех этих аспектах. Коля Ядринцев вызывает симпатии чита­ телей с первых страниц романа. Вот он появляется в классе, маленький, щуплень­ кий, но удивительно опрятно одетый. Ве­ ликовозрастные оболтусы пытаются всяче­ ски унизить новичка. Но, несмотря на же­ стокие избиения, учиняемые этими недо­ рослями, новичок отстаивает свое право сохранить человеческое достоинство и честь. И так будет на протяжении всего романа. Н. М. Ядринцев в изображении И. Куди­ нова — подлинный революционер-демо­ крат, человек, отличающийся богатым внутренним миром, высоким гуманизмом, страстной ненавистью ко всяким проявле­ ниям зла и несправедливости. С 1882 года он издает газету «Восточное обозрение», сыгравшую большую роль в пропаганде передовых идей в сибирских губерниях. И. Кудинов широко использует в своем романе исторические факты и документы и делает это с большим мастерством. И. Кудинов удачно раскрывает характер героя и реалии общественного быта в дви­ жении сюжета и деталях духовного «ланд­ шафта» эпохи. Внутренняя жизнь Ядринце- ва, как и других наиболее значительных персонажей романа, дается в ее обуслов­ ленности внешними социальными фактора­ ми. В романе хорошо передана атмосфера эпохи, ее психология и общественные нра­ вы. Все это определяет правдивость и об­ разов романа, и картин общественной жизни того времени. Кстати, с образом Николая Ядринцева связаны наиболее привлекательные, с большой теплотой написанные женские образы романа —Катя Горчуганова, Аде­ лаида Федоровна Баркова, Вита Русанова, Александра Семеновна Боголюбская. Наряду с образами Потанина и Ядринце ва, Иван Кудинов создает на страницах ро­ мана образы и многих других сибирских народников. Большой удачей писателя явился образ казанского ученого А. П. Ща­ пова, оказавшего огромное влияние на пе­ редовую интеллигенцию второй половины XIX века. С подлинным драматизмом изо­ бражен Щукин, не нашедший в себе сил выдержать допросы в царских застенках; труден путь известного сибирского поэта и прозаика Омулевского. Несмотря на то, что «Окраина» изобра жает большую трагедию, переживаемую сибирскими революционными демократа ми, в целом роман Кудинова оптимисти­ чен: он проникнут верой в победу тех по­ ложительных начал жизни, которые, при всех противоречиях и сложности идеоло­ гических исканий, утверждают своей муже­ ственной борьбой, своими жертвами глав­ ные герои книги. Небольшой размер рецензии не дает возможности подробно остановиться на характеристике других персонажей рома­ на, «хозяев» Сибири —■царских генерал- губернаторов и представителей чиновниче­ ства, кулаков-мироедов и золотопромыш­ ленников. Они очень разнообразны, даны далеко не однозначными, среди них встре­ чаются и персонажи, вызывающие опреде­ ленные симпатии читателя (например, генерал Казнаков), но большая часть их изображается автором с гневом и сарказ­ мом. При характеристике царских чинов­ ников, грабящих и угнетающих Сибирь, Кудинов часто прибегает к разнообразным сатирическим приемам. На протяжении всего романа мы видим на его страницах простых людей Сибири — крестьян, охотников, золотоискателей, пе­ ред нами часто возникают трагические фи­ гуры каторжников и ссыльных. И. Кудинов хорошо знает богатейшую природу Сибири. Драматические события «Окраины» развертываются на фоне вели­ чественных родных пейзажей. Иван Кудинов написал интересную книгу, рассказывающую о малоизвестных, но зна­ чительных событиях и людях Сибири; он создал яркое и широкое полотно общест­ венной жизни Сибири середины XIX века. А. КРАСНОВ П. Лубенский, Б. Ванцак. Главная удача жиз­ ни. Повесть об Александре Шлихтере. Се­ рия «Пламенные революционеры», М., По­ литиздат, 1980. Его арестовали на вокзале. «Александр ступил на скользкие доски платформы. Прозвучал с переливами полицейский сви­ сток... На платформе затопали подошвы кованых сапог. И прямо в упор прогремел голос: «Вы арестованы!..» Перед Шлихтером стоял молодой жан­ дарм, направляя прямо в его грудь корот­ коствольный револьвер... А потом его препроводили в тюрьму грродка Дубны. Он давно не встречался с родными и вовсе не рассчитывал уви­ деться с ними на свидании в тюрьме род­ ного города. «Не каждому выпадает груст­ ная удача видеть через тюремную решет­ ку отчий дом, свой двор, поросший лебе­ дой и спорышем, свою заезженную улицу и до боли знакомые, исхоженные, избе­ ганные вдоль и поперек живописные око­ лицы...» Арест, конечно, был не случаен. Шлих- тер уже успел попасть в число «неблаго­ надежных», ему уже закрыли двери учеб­ ных заведений в России, и он учился в Берне, где стал убежденным социал-демо­ кратом, где встретил свою Евгению... Все это рассказывается з самом начале повести об А. Шлихтере — соратнике

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2