Сибирские огни, 1981, № 10
С ДОБРОТОЮ РАЗДРАЖЕННОЙ... 181 он устал, что в ближайшем же городе мы немедленно остановимся в гостинице, а Пушкинский праздник, — ах, да, Пушкин ский праздник! — и город оставался поза ди, мы мчались дальше. О чем говорил он тогда? Помню, что были очень меткие и точные характеристики общих литератур ных знакомых. Но, в конце концов, не все подлежит обнародованию! В одну из пауз я и мои соседи — две Иры из «Литературной газеты», Ришина и Янская, — попробовали вполголоса запеть. Пока пелись песни Окуджавы, Ярослав Васильевич слушал молча. Но когда затя нули что-то из бардов-эпигонов, круто по вернулся к нам: — Прекратите немедленно! Как вам не стыдно! При Смелякове!!! Суррогатов он не терпел. И себе цену знал. При всем своем демократизме. Точ но так же при всем своем подчеркиваемом гордом плебействе он в жизни крайне редко «тыкал». Даже к людям много младше себя обращался на «вы». Другое дело — в стихах. Там он и к Пушкину мог 1 обратиться с братским «ты». Итак, дорога до Пскова была трудной, но к вечеру поэт воспрянул духом. Был приятный «ужин с Карлом Марксом», а на утро предстояла встреча с Михайловским, с Пушкиным, и самое ожидание этой встре чи действовало на Смелякова просветляю- ще. А на следующий день были прогулки по аллеям Михайловского и Тригорского пар ков, нечаянная встреча с какими-то турис тами — «пэтэушниками» у «скамьи Онеги на», самый праздник на «поле для гуля ний», гостевание у директора Пушкинского заповедника — Семена Степановича Гей ченко, подарившего Смелякову дощечку из ствола знаменитой ели-шатра, воспетой когда-то Пушкиным и погибшей от тяже лых повреждений, полученных во время войны. Принимая подарок, Смеляков рас трогался, обнял Гейченко. А на обратном пути в Псков стал вдруг говорить, что, ко нечно же, дошечка «ненастоящая», что та кую можно сделать из любой елки. «Спаса ется от собственной растроганности», —по нял я. 8 этой поездке он написал стихи — они широко известны, и- я не буду их цитиро вать. Стихотворение это замыкает собой смеляковскую «пушкиниану», складывав шуюся на протяжении многих лет. В последний раз я увидел Ярослава Ва сильевича на его переделкинской даче, где не раз мне приходилось бывать и ранее. Он был тяжело, предсмертно болен, но все же сам спустился по узкой и крутой лестнице и открыл нам дверь — моей же не и мне. Потом снова лег на диван, но прежде принес бутылку водки, налил нам по рюмке, соорудил нехитрую закуску: «Пейте!» Сам пить не стал: запретили вра чи. Много, раз в своей жизни нарушал он подобные запреты, но этот, последний, был самый грозный. Мы выпили по одной, больше не хотелось. — Читайте стихи, — сказал Смеляков. Я прочел два стихотворения. Одно из них Ярослав Васильевич разругал, другое, написанное, между прочим, верлибром,— одобрил. В разруганном стихотворении бы ло употреблено слово «бог» — в смысле сугубо метафорическом. Смеляков к этой строке, однако, «прицепился» — и не спроста: некоторая мода на «божествен ное» стала вдруг ощущаться в тогдашней поэзии. Я этой моде был привержен ме нее, чем кто-либо, однако поэт счел необ ходимым высказаться по вопросу, видимо, занимавшему его независимо от моих сти хов. — Бога нет, я это точно знаю, — заявил он. — Поверьте старому человеку. Потом помолчал и добавил: — Но тоска по идеалу, по какой-то выс шей справедливости, — это другое дело, это я понимаю... Больше мы не виделись. В разные годы Ярослав Васильевич Сме ляков сказал мне несколько добрых, одоб ряющих слов о моей работе. У меня есть несколько его книг с такими же одобряю щими надписями. Все это дорого мне. Но всего дороже мне то обстоятельство, что судьба дала мне возможность встречаться, разговаривать с ним, слушать его. Все, что он делал и говорил, было значительно. А у жизни, пожалуй, нет более прекрасного подарка для нас, чем общение с истинно крупным, истинно значительным челове ком. Спасибо, жизнь!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2