Сибирские огни, 1981, № 10
С ДОБРОТОЮ РАЗДРАЖЕННОЙ... 179 ников. Кроме Толи, его жены, почетного гостя — Ярослава Васильевича, и меня, в скромном пиршестве участвовали живший тогда в Томске поэт Василий Казанцев и два молодые, женщины — кажется, учи тельницы, сослуживицы Толи. Поначалу все держались довольно натянуто, присутст вие «живого классика» явно сковывало стеснительных кемеровчан. И тогда, чувст вуя это, Смеляков «взял игру на себя». Никогда не забуду, как он преобразился. Куда-то исчезли обычная хмурость и под черкнутая грубоватость манер. Он обая тельно улыбался. Он шутил с дамами. Он рассказывал смешные истории — словом, вел себя как душа общества. И все это по лучилось так естественно, словно он ни когда и не бывал другим. Да это и не бы ла ни в какой мере надетая к случаю мас ка: Смеляков оставался Смеляковым. Пом нится, у меня мелькнула тогда озорная мысль: если бы нарядить Ярослава Василь евича в жабо и туфли с пряжками и пе ренести его на какой-нибудь прием при дворе одного из Людовиков, — он, пожа луй, и там бы не растерялся, остался бы самим собой и держался бы совершенно непринужденно. Написал же он прелест ное, тончайшее стихотворение «Манон Леско», читая которое можно подумать, что автор по меньшей мере окончил фран цузское отделение одного из наших уни верситетов, так все в нем точно, так без ошибочно почувствован колорит эпохи и старинного романа аббата Прево. Всегда ли были бесспорны его литера турные оценки! В тот же вечер у Суздальцевых читали стихи. Василий Казанцев, тогда уже рабо тавший замечательно, прочел одно из луч ших своих стихотворений: Беда приходит не оттуда, Откуда ждешь ее всегда. Как самовластная причуда Судьбы, врывается беда. Ни осторожности, ни знаний Не хватит, чтоб от встречи с ней Уйти. И чем она нежданней, Тем одолеть ее трудней. Но хуже всех — другое худо: Настанет где-то череда, Когда беда придет оттуда, Откуда ждал ее всегда. Ее ты издали увидишь И сразу все поймешь. И выйдешь Навстречу ей. И примешь бой. В котором верх — не за тобой. — Прекрасно, — сказал Суздальцев. — Прекрасно, — сказал я. — А как вам, Ярослав Васильевич? Смеляков усмехнулся: — А что ж меня спрашивать? Я всю жизнь боролся с такой поэзией. Стихотворение Казанцева показалось ему чересчур пессимистическим. Мне лич но оно таким не казалось. И сейчас не ка жется. Ибо, в конечном счете, пафос его— это пафос приятия жизни. Приятия — с открытыми глазами, без розовых очков, со всем горьким и страшным, что в этой жизни есть и чему противопоставить мож но, когда исчерпаны все другие ресурсы, только свое человеческое достоинство. 12 * Но у Смелякова была своя правда, бо лее важная для него, чем оценки одного стихотворения. Немало горького пережив ший, немало горьких строк написавший, он был, как я понимаю, глубоко убежден, что поэт не имеет права быть пессимистом, не имеет права даже давать повод так о себе думать. Тошно тебе, безысходно — молчи, перемалывай свою тоску и безысходность в себе, увидишь хоть слабый лучик света— вот тогда можешь говорить, можешь идти к людям. Рождение поэзии — это рож дение света. А печалей да тягот у лю дей и без тебя хватает. Это бы ло не только нравственное убеждение, но и своего рода эстетическая программа. Может быть, впечатления именно этого вечера отозвались после в одном из моих стихотворений — в первый и последний раз на этих страницах процитирую себя самого: У планеты нашей столько за плечами, Что уже сегодня, друг, не по-мужски Умножать на ней количество печали, Умножать на ней количество тоски. Эти строки были написаны несколько лет спустя. Что я читал тогда, у Суздальце вых, — не помню. Помню только, что про чел, специально для Ярослава Васильевича, маленькое стихотворение Елизаветы Стю арт, кажется, до сих пор не опубликован ное: Что мне припомнится такое. Когда последний час придет? Быть может, краткий миг покоя: Май месяц, сорок пятый год. Потом далекий отблеск детства Возникнет в смертной темноте. Еще — врученная в наследство Звезда в зеленой высоте. Зубцы кремлевских стен суровых. Где ели темные тихи, И Ярослава Смелякова Нерукотворные стихи. Смеляков был явно тронут. И уже мно го позже, когда мы встретились снова, в какой-то компании, вдруг попросил еще раз напомнить ему эти строки. Что же касается его способности чувст вовать себя естественно в любой обста новке,— я имел полную возможность убе диться в этом, оказавшись вместе с Яро славом Васильевичем за рубежом. Было это в том же шестьдесят шестом году, как раз незадолго до кемеровской конференции. Группа советских поэтов во главе со Сме ляковым выезжала тогда в Прагу и Брати славу для дискуссий с чехословацкими кол легами. В составе делегации были Алек сандр Межиров, Борис Слуцкий, Кайсын Кулиев, Лев Гинзбург, Майя Румянцева, ли товский поэт Альгимантас Балтакис, бело русский — Олег Лойко (называю, кажется, не всех). Многие из нас к тому времени уже немало поездили по-за границам, я сам в начале года вернулся из Далекой и грудной поездки во Вьетнам, а для автора «Любки Фейгельман» и «Строгой любви» этот выезд за пределы нашей страны был, как ни удивительно, первым. И по-своему весьма нелегким: уже назревало то, что потом историки и политики назовут «кри
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2