Сибирские огни, 1981, № 10
172 * М. МЕЛЬНИКОВ с тем и веселую работу, с помощью которой энергично развиваются дух и тело ре бенка, насаждаются в нем знание и опыт и закладываются первые основы для его будущей деятельности в жизни». Большому воспитательному значению игр посвящены многие сотни статей и книг. И нет в наше время ни одной педагогической школы, которая бы придерживалась другой точки зрения. Но еще задолго до того, как игры стали предметом науки, они имели значительное, даже большее, чем в наше время, воспитательное значение. К этой мысли неизбежно приводит анализ народных игр. В них, по верному заключе нию В. П. Аникина, «сочетаются важные начала практической педагогики, искусства и стройная система физического воспитания». Дети мыслят конкретно, им непонятны и чужды абстрактные понятия. Их мозг еще не развит и не способен отразить мир в теоретических понятиях. Детское отра жение действительности всегда конкретно-чувственное. «...Суждение ребенка,— писал К. Маркс,—как и его практическое мышление, имеют характер прежде всего прак- тически-чувственный. Чувственная природа организма ребенка — это первая связь, которая соединяет его с миром» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч, изд. 2, т. 1, с. 33). Ребенок живет более чувствами, нежели разумом, а это эмоционально окраши вает и приподнимает все, с чем он соприкасается. Это является важным фактором в развитии эстетического чувства ребенка. Ребенок уже получил много ярких впечат лений, многое пережил чувствами, но у него еще нет нужных слов, чтобы выразить пережитое, он еще не способен к творчеству в слове. Но у него есть подражатель ный, или имитативный, инстинкт. Ему проще, доступнее выразить увиденное, пережи тое не словом, а действием. Отсюда стремление «театрализовать» жизнь, что неко торые ученые называют драматическим инстинктом. Матери улавливают это стрем ление и удовлетворяют требования ребенка в пестушках и потешках. Едва научившись ходить, ребенок «седлает» палочку, превращая ее в лошадь. Какой наивной и забавной кажется взрослым людям детская игра в «коняш- ки»! Их всегда умиляют только блестящие от радости глаза малыша, «оседлавшего» палочку. Видимо, воображение ребенка способно «воссоздавать» на основе этих простых игровых средств драматически полноценные картины и эмоционально насы щать их до предела. Лучшие знатоки детской психологии прекрасно это понимали. Е. А. Покровский писал: «Посмотрите на мальчика, едущего на палочке верхом! Ка кие он выделывает штуки! Начать с того, что палку он воображает лошадью, сам себя каким-то необычайным ездоком,—он бьет лошадь кнутом, лошадь ржет, бежит, прыгает, галопирует, бьет копытом, стремится разбить всадника, но всадник удер живается, а необузданная лошадь примерно наказывается». Люди, понимавшие осо бенности детского воображения, всячески поддерживали в детях стремление к дра матическому творчеству в игре. По свидетельству Плутарха, царь Спарты Агезилай ездил с сыном своим на палочке. Сократ также позволял себе подобного рода удо вольствие. Общеизвестно, что К. Маркс, играя с детьми, «представлял собой лошадь» и катал разыгравшихся ребят. Следует добавить, что эти занятия далеко не бесполез ны для детей- Во-первых, сама игра в «коняшки» появляется в результате детских наблюдений, в результате анализа увиденного; во-вторых, анализ вызывает желание творить, возбуждает творческое воображение, творческий замысел реализуется в драматической игре; в-третьих, в этой игре закрепляются полученные в результате на блюдений знания, приобретаются необходимые в жизни навыки и умения в обраще нии с лошадьми. Девочки одевают своих кукол, угощают их, укладывают спать, учат, занимают разговорами, опять же спираясь на увиденное, отбирая из него нужное и художест венно преобразуя в своем воображении. То есть даже, казалось бы, самая примитив ная детская игра является серьезным средством подготовки к жизни. «Неправда, будто игра несерьезна,— писал А. В. Луначарский.—Для ребенка серьезна всякая игра, ибо играя, он живет. Он только тогда и живет, тогда только и упражняется, тогда только и растит душу и тело, когда играет». Это отлично понимал творец всех игр —трудовой народ. В древности дети рано начинали принимать участие в крестьянском труде. Есте ственно, что им поручалась работа, не требующая большой физической силы, но из-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2