Сибирские огни, 1981, № 10

ЗАПИСКИ ФОЛЬКЛОРИСТА 171 всм знаний, выработанных сообща представлений (мы не касаемся исторически обус­ ловленной ошибочности этих представлений). Позднее в педагогических целях создавались сказки о животных, не имеющие прямого отношения к древнейшим народным воз'зрениям. Ф. И. Буслаев писал, что сказка сближает «крайние возрасты человеческой жиз­ ни, старость и детство... старый рассказывает сказку и поучает, малый слушает и поучается». В сказках даны нравственные законы трудового народа. В основе жизни лежит труд, следовательно, как бы ты ни был мал и слабосилен, трудись: может, именно твоей крохотной силы и недостает, чтобы завершить общее дело («Репка»). К како­ му бы роду-племени ни относились люди, надо с ними жить в мире. Коллективная дружба —основа благополучия («Теремок», «Зимовье зверей»). Слово старших несет народную мудрость, послушание избавляет детей от многих бед («Коза и козлята»). Будь верен дружбе («Кот, петух и лиса»), не оставляй слабого в беде, будь смелым и честным («Лиса, заяц и петух»), не лги, не причиняй другим зла («Коза луплен­ ная») и т. д. и т. п. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики,— писал К. Д. Ушинский о сказках,—и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состя­ заться в этом случае с педагогическим гением народа». Педагогическими потребностями вызваны к жизни и многие волшебные сказки. В них воспеваются верность родине, родному народу, крепость слова, удаль, наход­ чивость, беззаветная храбрость, презрение к смерти, выносливость, светлый ум и т. д. «Я утверждаю,—писал А. М. Горький,—что библейская сказка о единоборстве юноши Давида с Голиафом, легенда о Персее и все сказки на эту тему были сочинены для детей, рассказаны детям и воспитывали из детей Спартаков, Фра-Дольчино и других революционеров». Эти сказки, специально созданные для детей, и составляют основной фонд жан­ ра детской сказки. Их педагогическая функция способствовала постепенному складыванию опреде­ ленного сказочного репертуара, в котором сознательно учитывались как познаватель­ ные возможности детей, так и круг их интересов, детская любовь к ассонансам, аллите­ рации, повторам, требование предельной ясности сюжета, конкретных, понятных и близких детям образов и т. д. и т. п. То есть сказка взрослых постепенно приспо­ сабливалась к детской среде, впитывала детскую поэтику, приобрела те формы, ко­ торые характерны для всего детского фольклора. Народ-педагог умело использовал сказку для воспитательной цели. Для каж­ дого возраста имелись свои сказки. Были «сказки маленьким». Это небольшие сти­ хотворные сюжетные произведения с «небыличным» содержанием. Они развивали фантазию детей, несли определенную дозу информации. С возрастом объем инфор­ мации увеличивался. С помощью сказок детям преподавали основы нравственности, знакомили с законами, обычаями, взаимоотношениями классов и т. д. Многое из того, что было создано в качестве средств народной педагогики, хо- рошо учитывало детские познавательные возможности, доставляло детям эстетическое наслаждение и переходило в собственно детский репертуар. Бытуя в устах детей, такие произведения продолжали оказывать на детский коллектив направленное педа­ гогическое воздействие. Словесные игры («Тебе барыня прислала голик да веник», «Я садовником ро­ дился» и др.) развивали внимание, умение быстро и целенаправленно вести беседу, поддевки, —чувство языковой выразительности, в молчанках комическое подается в «сгущенном» виде, что важно для эстетического воспитания, вырабатывает умение управлять своими эмоциями, способствует развитию волевых качеств. Горький писал, что ребенок познает окружающий его мир прежде всего и лег­ че всего в игре, игрой. Игра начинается в ранний колыбельный период и является вначале выраже­ нием чисто физиологических потребностей и побуждений. Со временем она стано­ вится главным занятием ребенка, приобретает социальные черты и представляет собой, по верному определению Е. А. Покровского, «горячую, неустанную, но вместе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2