Сибирские огни, 1981, № 10

М. МЕЛЬНИКОВ Примитивность детских игр и поэтических произведений иллюзорная, кажу­ щаяся. Они просты, но не примитивны. И прав Марк Сергеев, заявивший: «Всего сложнее —простота». Потешки сменяются прибаутками. К концу колыбельного периода мозг ребенка начинает систематизировать все увиденное и услышанное, ежедневно открывает себе новое. Пока действия ребенка ограничены стенами избы, общение с внешним миром —общением с родными и близ­ кими; пока ребенок не вошел в коллектив равных себе и не создал свой мир «жиз­ ни-игры», внешние впечатления его ограничены. Фантазия помогает ему преодолеть интеллектуальную ограниченность. Народ еще в глубокой древности заметил, что бо­ гатая фантазия является показателем умственного развития ребенка, и создал спо­ собствующие развитию детской фантазии произведения — прибаутки. Они доступны пониманию ребенка, созвучны его запросам. Прибаутки как средство народной педагогики незаменимы, учитывают возраст­ ную психологию конца колыбельного периода, оперируют только образами, понят­ ными и близкими детям. Но весь этот мир образов подается не в обычном, а в фантастическом освеще­ нии. Происходит как бы смещение понятий и представлений. Перед мысленным взором ребенка проходят причудливые картины «жизни на­ выворот». Ребенок, насладившись созерцанием причудливых картин, мысленно упо­ рядочивает события, и это доставляет ему новое удовлетворение: решена, пусть примитивная, но задача логического характера... Дети быстро улавливают, ііто взрос­ лые сами не верят в правдивость сказанного, что произведение несет эмоциональный заряд, что оно шуточное, и при повторном исполнении вполне наслаждаются коми­ ческим эффектом. Таким образом, прибаутки, широко бытовавшие по всей нашей стране, играли большую роль в воспитании детей. С их помощью поддерживалось бодрое, жизнера­ достное состояние у детей, воспитывалось чувство юмора, умение анализировать и систематизировать явления жизни, умение мыслить. Но этим не ограничивалась роль прибауток. Они несли значительно больше, чем потешки, жизненно важной информа­ ции, выполняли нравоучительную роль, воспитывали классовое сознание. Песня «Пощел козел за лыками» представляет собой развернутую по принципу кумулятивности прибаутку. КажДое новое звено этой песни дает детям какое-либо новое понятие. Введение учебного материала дозируется строго: по одной трудно­ сти за раз. Многократное повторение способствует закреплению в сознании детей преподанных истин. Дети узнают, что непослушание козы ведет к осложнениям, к не­ приятностям, что для козы самый страшный зверь — волк, затем, что люди сильнее волков и волки боятся людей, но медведь может и «людей драть», что топором ру­ бят дубье —очень крепкое дерево, и все же камень крепче топора, им даже можно «топор тупить», но камень разрушается от огня, а огонь боится воды. Дети не толь­ ко получают наслаждение от ритмически повторяющихся звуков и слов песни, они узнают много нового о свойствах предметов и живых существ, о их взаимной зависи­ мости, о сложности и опосредованности этой зависимости. И все это — первый урок диалектического мышления —дается не в отвлеченной форме, не в виде назидания или поучения, а без видимых усилий. Подобные песни всегда имеют эстетическое и познавательное значение. Песня «Станем мы, мужинушка, домик наживать» знако­ мит детей с повадками и голосами почти всех домашних животных. В мечтах бед- , ной женщины предстает, постепенно разрастаясь, крестьянское хозяйство. Сначала курочка, потом уточка, индюшечка, свинушка, барашек, козынька, телочка. Детей, конечно, в первую очередь привлекает звукоподражательная орнаментовка, но их подводят и к пониманию значимости для крестьянского хозяйства каждого домаш­ него животного. Поэтика прибауток более совершенна, чем у других жанров колыбельной поэ­ зии, и это не могло не способствовать воспитанию эстетических чувств. В глубокой древности мифы о животных служили средством передачи подра­ стающим поколениям нравственных законов рода, племейи, накопленных коллекти-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2