Сибирские огни, 1981, № 10
М. МЕЛЬНИКОВ Примитивность детских игр и поэтических произведений иллюзорная, кажу щаяся. Они просты, но не примитивны. И прав Марк Сергеев, заявивший: «Всего сложнее —простота». Потешки сменяются прибаутками. К концу колыбельного периода мозг ребенка начинает систематизировать все увиденное и услышанное, ежедневно открывает себе новое. Пока действия ребенка ограничены стенами избы, общение с внешним миром —общением с родными и близ кими; пока ребенок не вошел в коллектив равных себе и не создал свой мир «жиз ни-игры», внешние впечатления его ограничены. Фантазия помогает ему преодолеть интеллектуальную ограниченность. Народ еще в глубокой древности заметил, что бо гатая фантазия является показателем умственного развития ребенка, и создал спо собствующие развитию детской фантазии произведения — прибаутки. Они доступны пониманию ребенка, созвучны его запросам. Прибаутки как средство народной педагогики незаменимы, учитывают возраст ную психологию конца колыбельного периода, оперируют только образами, понят ными и близкими детям. Но весь этот мир образов подается не в обычном, а в фантастическом освеще нии. Происходит как бы смещение понятий и представлений. Перед мысленным взором ребенка проходят причудливые картины «жизни на выворот». Ребенок, насладившись созерцанием причудливых картин, мысленно упо рядочивает события, и это доставляет ему новое удовлетворение: решена, пусть примитивная, но задача логического характера... Дети быстро улавливают, ііто взрос лые сами не верят в правдивость сказанного, что произведение несет эмоциональный заряд, что оно шуточное, и при повторном исполнении вполне наслаждаются коми ческим эффектом. Таким образом, прибаутки, широко бытовавшие по всей нашей стране, играли большую роль в воспитании детей. С их помощью поддерживалось бодрое, жизнера достное состояние у детей, воспитывалось чувство юмора, умение анализировать и систематизировать явления жизни, умение мыслить. Но этим не ограничивалась роль прибауток. Они несли значительно больше, чем потешки, жизненно важной информа ции, выполняли нравоучительную роль, воспитывали классовое сознание. Песня «Пощел козел за лыками» представляет собой развернутую по принципу кумулятивности прибаутку. КажДое новое звено этой песни дает детям какое-либо новое понятие. Введение учебного материала дозируется строго: по одной трудно сти за раз. Многократное повторение способствует закреплению в сознании детей преподанных истин. Дети узнают, что непослушание козы ведет к осложнениям, к не приятностям, что для козы самый страшный зверь — волк, затем, что люди сильнее волков и волки боятся людей, но медведь может и «людей драть», что топором ру бят дубье —очень крепкое дерево, и все же камень крепче топора, им даже можно «топор тупить», но камень разрушается от огня, а огонь боится воды. Дети не толь ко получают наслаждение от ритмически повторяющихся звуков и слов песни, они узнают много нового о свойствах предметов и живых существ, о их взаимной зависи мости, о сложности и опосредованности этой зависимости. И все это — первый урок диалектического мышления —дается не в отвлеченной форме, не в виде назидания или поучения, а без видимых усилий. Подобные песни всегда имеют эстетическое и познавательное значение. Песня «Станем мы, мужинушка, домик наживать» знако мит детей с повадками и голосами почти всех домашних животных. В мечтах бед- , ной женщины предстает, постепенно разрастаясь, крестьянское хозяйство. Сначала курочка, потом уточка, индюшечка, свинушка, барашек, козынька, телочка. Детей, конечно, в первую очередь привлекает звукоподражательная орнаментовка, но их подводят и к пониманию значимости для крестьянского хозяйства каждого домаш него животного. Поэтика прибауток более совершенна, чем у других жанров колыбельной поэ зии, и это не могло не способствовать воспитанию эстетических чувств. В глубокой древности мифы о животных служили средством передачи подра стающим поколениям нравственных законов рода, племейи, накопленных коллекти-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2