Сибирские огни, 1981, № 10
ЗАПИСКИ ФОЛЬКЛОРИСТА 169 Ладушки, лады, Не поливаны сады. Недосуг поливать: Надо в ладушки играть. Народная педагогика в фольклоре нашла средство гармонического сочетания элементов обучения, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Здесь не обойден даже самый ранний детский возраст. Обучение родному языку самых ма леньких, едва лепечущих детей, ведется на чистых, доступных пониманию ребенка образцах поэтической речи. Обучение в процессе игры не утомляет ребенка, а до ставляет ему удовольствие, наслаждение. Все эти приемы явно или подспудно, но всегда опираются на глубокие знания психологии соответствующего детского возраста. Народная педагогика веками поддерживала потешки как искусство слова и действа. «Известно,—писал К. Маркс,— что первой теоретической деятельностью рас судка, который еще колеблется между чувственностью и мышлением, является счет. Счет —это первый свободный теоретический акт рассудка ребенка...» (Маркс К. и Эн гельс Ф. Соч., изд. 2, т. I, с. 31). Стимулируя развитие рассудка, русские'люди очень рано, где-то на втором году жизни, начинали обучать детей счету. Для этого ис пользовалась потешка-игра с пальцами ребенка. Потешки не являются «боёвым» жанром, живо откликающимися «на злобу дня»; жизнь, конечно, отражается и в них, но только опосредственно и в формах, доступных ребенку 2—4 лет. В некоторых сибирских текстах стала более обнаженной мораль потешки «Сорока, сорока»: ...А этому не дала: Он болван, дров не рубил, Воду не носил, печь не топил, Кашу не варил, воду не лил — На-на-на-наі Произнося последние стихи, бьют большой палец. Круг предметов и явлений, опоэтизированных в потешках, значительно шире, чем в пестушках, но и в них нет ни одного абстрактного, не доступного пониманию детей колыбельного возраста, понятия. И это вполне справедливо. Возьмем основные темы и мотивы потешек. Это уго щение у бабушки или угощение сороки, повседневные крестьянские заботы (рубить дрова, носить воду), езда на лошади, нападение козы, полет голубей, уток и других птиц. Вот и все основные темы потешек. Но они вполне удовлетворяют неразвитый ум ребенка, вполне соответствуют его познавательным возможностям. Потешки являются первой ступенькой лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии. Слова, заканчивающие потешКу «Ла душки»: «Кашу ели с семячком, погнали нас веничком», сопровождаемые определен ным действием, готовят ребенка к восприятию шутки, юмора; образ Сороки, варив шей кашу и кормившей деток, подводит к пониманию аллегории; пальцы —образы- символы. Конечно, дети не знают и не могут усвоить это сознательно, но они улав ливают именно тот смысл, который вкладывают пестуньи. Дети воспринимают богатство звуков, обилие меняющихся картин и явлений, но в их речи нет еще слов, обозначающих эти понятия, отсюда стремление детей к зву коподражаниям, к показу действием. И это учтено народом-педагогом: «І±1у-у-у[ Полетели», коза «ножками топ-топ! Глазками хлоп-хлоп!» и т. д. Любовь детей к по вторам удовлетворена почти в каждой потешке. В наши дни бытуют многочисленные варианты общеизвестных потешек: «Ла душки-ладушки», «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая» и некоторых других. Правда, наблюдаются и нежелательные явления в отношении к потешке со сто роны некоторой части «окультурившихся» родителей. Заваливая ребенка дорогими игрушками, они не желают, а иногда и стесняются играть в «Ладушки» и «Сороку», которыми их самих тешили в детстве бедные и неграмотные родители. Подобное от ношение к потешкам равносильно духовному обкрадыванию своих детей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2