Сибирские огни, 1981, № 10
168 М. МЕЛЬНИКОВ Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки, А в роток говорок, А в головку разумок. Стишок прост. Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни осо бых вокальных данных, но в нем есть все: и понимание значения этого приема для роста организма («Потягунюшки, порастунюшки, поперек толстунюшки»), и для раз вития двигательных функций ребенка («А в ножки ходунюшки, а в ручки фатунюшки»), и для умственного и нравственного развития («А в роток говорок, а в головку разу мок»). Знания, закрепленные в поэтическом произведении, служат средством переда чи культурного наследства от одного поколения к другому, служат руководством к действию любой молодой матери или пестунье. Для упражнения мышц рук и закрепления двигательных навыков применяется прием медленного разведения рук ребенка, как бы имитация плавания. Упражне ние весьма полезное и нужное. И снова оно закрепляется в народной жизни не в виде отвлеченного вывода, а восплотившись в примитивную песенку, сообразуясь с тактом которой и производятся необходимые движения: I Лунь плывет, Лунь плывет. По мере подрастания ребенка упражнения усложняются. Это закрепляется в более сложных текстах. Во всех пестушках заложены выработанные многовековой педагогической прак тикой народа знания по физическому воспитанию детей. Но, собственно, «учитель ный» элемент их еще скуден. Произведения этого рода призваны привести в опреде ленную систему правила физического воспитания, пестования. Народная педагогика еще в глубокой древности выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводи мый в этом возрасте, определила роль эмоций для воспитания жизнерадостного че ловека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем детстве, и все это закрепила в примитивных с точки зрения взрослого человека поэтических произведе ниях — потешках. Правильность этого вывода подтверждает тот факт, что уже в пер вой половине XIX века потешки «Ладушки», «Сорока-белобока» и некоторые другие имели вполне сложившуюся, совершенную поэтическую форму, были распростране ны по всей России, были известны всем славянским народам, многим народам Азии и Африки. Русь, искони славившаяся своим хлебосольством, в потешке «Сорока» дает ребенку наглядный урок, как надо относиться к гостям, как ожидать, как уго щать. Ребенок узнает названия угощениям, учится обращаться с новыми для него словами: колодец, студеная водица, пень, колода, мох, болото и др. Мать знакомит ребенка с тем, что делается дома, с тем, что окружает человека в природе. В боль шинстве вариантов этой потешки Сорока наделяет все пальцы, кроме мизинца. И де лается это не случайно, не по произволу матери-Сороки, а потому, что этот па лец, хотя и мал, но должен принимать участие в работе, а он «круп не драл, воду не носил, дрова не рубил (колол)». Леность, безделие наказываются. Оставшись го лодным, мизинец сам воду носит, дрова рубит, кашу варит. Здесь наглядно, без нравоучительных сентенций даны ребенку основы крестьянской морали. Они не ле жат на поверхности и не навязываются ребенку принудительно. Иногда в потешку вводится так характерное для большой крестьянской семьи разделение труда в зависимости от физических возможностей: Большаку дрова рубить (большой палец). А тебе воды носить (указательный), А тебе печь топить (безымянный). А малышке песни петь (мизинец). Песни петь да плясать, Родных братьев потешать. Характерно, что увеселение ставится наравне с производительным трудом. Этот же мотив звучит в сибирской потешке «Ладушки, лады», в ней ярко подчеркнуто (при легком укоре) значение забав для воспитания детей:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2