Сибирские огни, 1981, № 10
ЗАПИСКИ ФОЛЬКЛОРИСТА 167 Баю, баю, баю, бай, * Баю, дитятко... Люлм, люди, люленьки... Ой. ду-ду, ой, ду ду... Я указал лишь на отдельные средства поэтизации. Объяснить же полностью поэтическое своеобразие колыбельной песни можно лишь глубоким народным по ниманием особенностей психики детей раннего колыбельного периода, бытовой — пе дагогической —функцией этого жанра. Функция предопределила и закрепила поэти ку, музыкальный строй, манеру исполнения. Это весомое подтверждение правиль ности данного крупнейшим фольклористом-музыковедом нашей страны Е. В. Гип пиусом определения жанра: жанр — это функция, выраженная в художественной структуре. Я глубоко уверен в безусловной и непреходящей ценности колыбельной песни для умственного развития детей, для начального нравственного и эстетического вос питания. И меня не могли ни тревожить зримые признаки угасания жанра. Но какими бы верными ни казались личные наблюдения, исследователь не имеет права опирать ся на них как на единственно достоверный материал. Пришлось прибегнуть к трудоем кому сбору статистического материала в сельской и городской среде. Выяснилось, что в сельской местности у пестуний старше пятидесяти лет тра диционные колыбельные песни составляют 64% репертуара, заимствования из других жанров фольклора— 19,6%, тексты литературного происхождения — 16,4%. Совсем иная картина у пестуний моложе пятидесяти лет. В их репертуаре традиционные ко лыбельные песни составляют 30,8%, фольклорные заимствования —23,1%, тексты ли тературного происхождения —43,6%, песни-импровизации —2,5%. Из приведенных цифр видно, что, в силу нетрадиционных педагогических пред ставлений и изменившихся эстетических вкусов пестуний, резко возрастает в поэзии пестования удельный вес заимствований, песен, художественная структура которых уже ориентирована не на ребенка, а на взрослого человека, на мать. В Новосибирске обследование показало, что 43% пестуний в возрасте до пятидесяти лет вообще не пользуются колыбельной песней. Среди пестуний моложе тридцати лет утратившие колыбельные традиции составили 70,6%. Процесс угасания жанра —явление вполне объективное и неотвратимое. Никто не в состоянии остановить его, хотя уходит неповторимая часть национальной куль туры. Но что приходит взамен? Чаще всего, неограниченное во времени и по уровню звучание радио- и телеап паратуры, магнитофонов. Симфоническая, джазовая, бит-, поп-, рок-музыка неудер жимой лавиной обрушивается на неокрепшую психику ребенка, приводит к эмоцио нальным перегрузкам. И у родителей, которым нравится эта музыка, даже мысли не возникает: а не пагубна ли она для детей? А между тем проведенные во многих странах исследования показали, что гипертрофированное звучание современной му зыки приводит к потере слуха, нарушениям гормональной деятельности и многих дру гих функций организма даже взрослых людей. Особый интерес вызывает народный опыт физического воспитания детей. Чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного че ловека, согласно правилам народной педагогики в ребенке необходимо поддержи вать в часы его бодрствования радостные эмоции. На первых порах, пока ребенок еще не понимает смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приемов, напоминающих физзарядку. Распеленав ребенка, мать или няня обеими ру ками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жиз недеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста. Не каждая мать осознает необходимость этой процедуры, из сотни одна объяснит вряд ли его физиологическое значение, но народная педагогика эмпирическим путем пришла к убеждению в безусловной полезности этого приема и закрепила его в поэ тических произведениях, передававшихся из поколения в поколение. Мать забыла бы, когда и как необходимо проделывать эту процедуру, как дозировать время, если бы на помощь ей ни пришла незамысловатая песенка:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2