Сибирские огни, 1981, № 10

ЗАПИСКИ ФОЛЬКЛОРИСТА 167 Баю, баю, баю, бай, * Баю, дитятко... Люлм, люди, люленьки... Ой. ду-ду, ой, ду ду... Я указал лишь на отдельные средства поэтизации. Объяснить же полностью поэтическое своеобразие колыбельной песни можно лишь глубоким народным по­ ниманием особенностей психики детей раннего колыбельного периода, бытовой — пе­ дагогической —функцией этого жанра. Функция предопределила и закрепила поэти­ ку, музыкальный строй, манеру исполнения. Это весомое подтверждение правиль­ ности данного крупнейшим фольклористом-музыковедом нашей страны Е. В. Гип­ пиусом определения жанра: жанр — это функция, выраженная в художественной структуре. Я глубоко уверен в безусловной и непреходящей ценности колыбельной песни для умственного развития детей, для начального нравственного и эстетического вос­ питания. И меня не могли ни тревожить зримые признаки угасания жанра. Но какими бы верными ни казались личные наблюдения, исследователь не имеет права опирать­ ся на них как на единственно достоверный материал. Пришлось прибегнуть к трудоем­ кому сбору статистического материала в сельской и городской среде. Выяснилось, что в сельской местности у пестуний старше пятидесяти лет тра­ диционные колыбельные песни составляют 64% репертуара, заимствования из других жанров фольклора— 19,6%, тексты литературного происхождения — 16,4%. Совсем иная картина у пестуний моложе пятидесяти лет. В их репертуаре традиционные ко­ лыбельные песни составляют 30,8%, фольклорные заимствования —23,1%, тексты ли­ тературного происхождения —43,6%, песни-импровизации —2,5%. Из приведенных цифр видно, что, в силу нетрадиционных педагогических пред­ ставлений и изменившихся эстетических вкусов пестуний, резко возрастает в поэзии пестования удельный вес заимствований, песен, художественная структура которых уже ориентирована не на ребенка, а на взрослого человека, на мать. В Новосибирске обследование показало, что 43% пестуний в возрасте до пятидесяти лет вообще не пользуются колыбельной песней. Среди пестуний моложе тридцати лет утратившие колыбельные традиции составили 70,6%. Процесс угасания жанра —явление вполне объективное и неотвратимое. Никто не в состоянии остановить его, хотя уходит неповторимая часть национальной куль­ туры. Но что приходит взамен? Чаще всего, неограниченное во времени и по уровню звучание радио- и телеап­ паратуры, магнитофонов. Симфоническая, джазовая, бит-, поп-, рок-музыка неудер­ жимой лавиной обрушивается на неокрепшую психику ребенка, приводит к эмоцио­ нальным перегрузкам. И у родителей, которым нравится эта музыка, даже мысли не возникает: а не пагубна ли она для детей? А между тем проведенные во многих странах исследования показали, что гипертрофированное звучание современной му­ зыки приводит к потере слуха, нарушениям гормональной деятельности и многих дру­ гих функций организма даже взрослых людей. Особый интерес вызывает народный опыт физического воспитания детей. Чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного че­ ловека, согласно правилам народной педагогики в ребенке необходимо поддержи­ вать в часы его бодрствования радостные эмоции. На первых порах, пока ребенок еще не понимает смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приемов, напоминающих физзарядку. Распеленав ребенка, мать или няня обеими ру­ ками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жиз­ недеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста. Не каждая мать осознает необходимость этой процедуры, из сотни одна объяснит вряд ли его физиологическое значение, но народная педагогика эмпирическим путем пришла к убеждению в безусловной полезности этого приема и закрепила его в поэ­ тических произведениях, передававшихся из поколения в поколение. Мать забыла бы, когда и как необходимо проделывать эту процедуру, как дозировать время, если бы на помощь ей ни пришла незамысловатая песенка:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2