Сибирские огни, 1981, № 10

164 М. МЕЛЬНИКОВ вечество вынуждено было передавать и передавало накопленные знания и умения приходящим на смену поколениям, обеспечивая прогресс общественной мысли. В разных условиях, у разных народов вырабатывались и закреплялись традиция­ ми приемы воспитания и обучения. Умудренные жизненным опытом люди старшего поколения своими советами, указаниями помогали приходящим на смену поколениям приобрести с меньшими трудностями, с меньшими затратами сил необходимые для жизни знания и умения. Результаты многочисленных «опытов поневоле», плоды многовековых усилий мысли закреплялись в поэтическом слове. Пословицы, песни, обряды, являясь произ­ ведениями искусства, давая людям эстетическое наслаждение, несли одновременно и определенный объем жизненно необходимой информации. Народные воззрения на воспитание нашли свое выражение в сотнях пословиц и поговорок («Люби дитю, но не оказывай»; «Учи ребенка, пока поперек лавки лежит, а коли вдоль ляжет — позд­ но»; «Каков в люльке, таков и в могилку» и мн. др.); в сказках показана роль сме­ ха в жизни людей («Царевна Несмеяна»), сила любви («Аленький цветочек»), классо­ вость морали (многочисленные сказки о попах и работниках, барах и мужиках) и т. д., и т. д. Народная педагогика, как и любая педагогика вообще, является приложением господствующих идей к делу воспитания и обучения, отражает все сильные и слабые стороны народной философии. Как народная философия, так и народная педагогика не представляют собой единого целого учения, а являются совокупностью часто противоречивых «теорий», суждений. Каждый класс, каждая социальная группа имеет свое мировоззрение, а этим определяются цели и задачи воспитания, обучения, со­ ответственно меняются методы и приемы. К сожалению, педагогика еще не создала труд, который бы на богатом конкретном материале раскрыл эту социально ценную проблему. Народ выращивал, воспитывал талантливых педагогов, которые, имея на своем вооружении только народную педагогику, достигали изумительных результатов. Та­ ковы няня А. С. Пушкина, дворовый И. С. Тургенева, няня и бабушка А. М. Горького и многие другие, известные и неизвестные истории, талантливые педагоги из народа. «Самым богатым источником, который может раскрыть идеи, способы и сред­ ства народной педагогики,—писал Г. С. Виноградов,—является особый вид словес­ ных произведений, вызванных к жизни едва ли не исключительно педагогическими надобностями; это особый отдел фольклора, устная литература для детей, поэзия пестования, в своей совокупности составляющая свеобразную неписаную хрестоматию для детей разных возрастов: раньше всего —колыбельные песни; затем, по мере подрастания ребенка, следуют потешки, «приговорки», забавы, небылицы, сказочки, загадки и т. д. и т. д.» Вызванные к жизни «едва ли не исключительно педагогиче­ скими надобностями», а может быть, именно поэтому, произведения материнской поэзии в подавляющем большинстве являются высокохудожественными поэтическими творениями, на протяжении многих веков не только учат, совершенствуют разум, вос­ питывают нравственно, но и доставляют ни с чем не сравнимое эстетическое на­ слаждение детям. Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за поведением ребенка в интимной обстановке пестования. Понять художественное значение поэзии пестования по ее печатным образцам, представляющим не более чем приблизительную словесную схему этих произведений, невозможно. Обычные методы филологическо­ го анализа неприемлемы. В этих произведениях как бы перекрещиваются, сплавля­ ются интересы и устремления фольклористики, этнографии, педагогики и психологии детства. Колыбельные песни издавна привлекали многих педагогов, фольклористов, этнографов, историков, и редко кто из крупных поэтов или писателей не обращался так или иначе к этому жанру. И в этом виден не только, и даже не столько, научно- теоретический интерес, сколько особое нравственное тяготение к этой поэзии. Даже в тех случаях, когда человек, выросши, позабыл слова колыбельных песен, петых над ним матерью или бабушкой, он сохраняет о них теплое, доброе чувство. Колы­ бельная поэзия окрашивает особым эмоциональным цветом все неповторимое дет­ ство, а то, что человек воспринял в детстве, «впитал с молоком матери», на всю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2