Сибирские огни, 1981, № 10
ЗАПИСКИ ФОЛЬКЛОРИСТА 163 места в конторах, учреждениях заняты. Хотя получают их работники в два—четыре раза меньше, чем заводской или строительный рабочий. Откуда идет это неприя тие физического труда? Откуда идет беспредельная терпимость по отношению к пьян ству и алкоголизму, к фактам порчи, расхищения социалистической собственности? Все это вопросы социальной направленности и, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к науке о фольклоре. Но это — на первый взгляд. Все^ эти вопросы теснейшим образом связаны с народными представлениями, народной моралью, а они наиболее полно и непосредственно выражены в фолькло ре; связаны они и с проблемой нравственного и эстетического воспитания подраста ющего поколения, а богатейшие познания и бесценный опыт народа в вопросах вос питания закреплены в фольклоре. И навряд ли возможно без учета этого опыта, этих знаний решение сложнейших социальных проблем в наше время. И далеко не слу чайно именно в последние два десятилетия появилось немало исследований по на родной педагогике. Назову лишь немногие из них: Ю. Б. Строкач. Трудовое воспи тание у малых народов Сибири в связи с развитием промыслово-оленеводческого хозяйства (1963), Я. И. Ханбиков. Из истории педагогической мысли татарского на рода (1967), Э. Н. Таракина. Мордовский детский фольклор (1971), 3. Миртурсунов Узбек халак педагогикаси (1973), Э. ]. Сявавко. Украіньска етнопедагогіка в іі (исто ричному розвитку (1974). Но, пожалуй, самый заметный след в изучении этой области народных знаний оставили работы Г. Н. Волкова: «Чувашская народная педагогика.. (1958), «О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании» (1965), «Этнопе- дагогика» (1974). Я назвал лишь книги, Ае касаясь многих десятков статей, диссерта ции. Но и этот перечень достаточно красноречив: почти все исследования народной педагогики выполнены учеными союзных и автономных республик. Что же касается педагогики русского народа, то она остается практически не изученной, хотя начало всему данному направлению исследований положено русским ученым Г. С. Виногра довым в его статье «Народная педагогика» (Иркутск, 1926). Несколько статей про блемно-постановочного характера не могут восполнить существенного пробела в на ших знаниях. Больше того, педагогам-исследователям зачастую неизвестны труды уче ных, работающих в смежных направлениях (этнографов, фольклористов) и вышедших на проблемы народной педагогики. Этим страдает даже единственное капитальное исследование общих проблем в изучении народной педагогики —«Этнопедагогика» Г. Н. Волкова. А между тем на педагогические проблемы неизбежен выход в любом исследовании, например, детского фольклора, где педагогические функции предопре делили возникновение самой поэзии и обусловили развитие ее художественной фор мы. Наряду с ведущей функцией —эстетической, нельзя отрицать педагогических функций и в фольклоре взрослых. Исследуя детскую народную поэзию в своей книге «Русский детский фольклор Сибири» (1970), в статье «Детский фольклор и проблемы народной педагогики» (1971) и других работах, я пытался развить продуктивную мысль Г. С. Виноградова о том, что детский фольклор обязан своим происхождением едва ли не исключительно пе дагогическим надобностям народа. Эта же мысль проводится в диссертации А. Н. Мар тыновой «Русская народная колыбельная песня и крестьянский быт» (1977). Но все это —лишь первые шаги в изучении русской народной педагогики. Ученые педагоги, фольклористы, этнографы еще в большом долгу перед русским народом. Но и те не многие, появившиеся в печати работы, как правило, ограничены историко-информа тивными задачами и не имеют прямого выхода на современность. Происходит как бы узаконенное разрушение связи времен: одни ученые изучают историю развития на родной педагогический мысли, другие, без связи с ней,—современные проблемы педагогики. Хотя вполне очевидно, что без обращения к историко-педагогическому опыту народа, без глубокого знания народной педагогики практически невозможно внедрить в народное сознание и современные педагогические идеи. Понятие «народная педагогика» включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном созна нии, в народных традициях, в поэзии трудового народа. Педагогика, как академиче ская наука, существует несколько столетий. Но уже десятки тысячелетий назад чело- 11 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2