Сибирские огни, 1981, № 10

160 М. МЕЛЬНИКОВ Высоко ценили патриотическое чувство: Родимая сторона — мать, чужая — мачеха. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое. Мила та сторона, где пупок резан. Глупа та птица, которой гнездо свое немило. А отсюда вытекал вполне логический вывод: С родной земли — умри, не сходи. Не оставались неосмысленными и' социальные, классовые отношения: Не будет лапотника, не станет и бархатника. Крестьянскими мозолями и бары сыты живут. Барин за барина, мужик за мужика. Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто по ней за сохой ходит. Я привел лишь немногие из тысяч традиционных пословиц, в которых философ­ ски осмыслены буквально все стороны общественной жизни. В них великая мудрость! Но... во многом уже устаревшая. И услышать подобные пословицы можно лишь из­ редка из уст престарелых людей. Да это и понятно. Уже не одно поколение выросло в социалистическом обществе и о паразитических классах и сословиях знает только как об историческом факте, не вызывающем особых эмоций. Да и сами понятия «Родина», «коллектив», «патриотизм» прочно входят в детское сознание, прежде все­ го, через различные виды искусства, задолго до того времени, когда ребенок ока­ жется способным вычленить и понять глубинный смысл пословиц, обобщивших соци­ альный опыт его предков. А вот основы морали трудового народа, многие нравственные критерии, выра­ ботанные столетия, а то и тысячелетия назад, не утратили своего значения и в наши дни. В 1978 и 1979 годах члены фольклорного кружка провели длительные наблюде­ ния за коммуникативно-речевой практикой своих близких (отцов, матерей, бабушек, теток, учителей и др.), и оказалось, что представители старшего поколения широко используют традиционные пословицы и поговорки в целях воспитания, наставления: Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друзья познаются в беде. Старый друг лучше новых двух. Особенно часто прибегают к пословице —как высшему авторитету,—когда при­ вивают детям любовь к учебе: Красна птица перьем, а человек — ученьем. Учиться — всегда пригодится. Повторенье —мать ученья. Помучишься — научишься. Когда прививают уважение к труду: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Больше дела, меньше слов. Делу — время, потехе — час. Сделал дело — гуляй смело. Кудри завивай, да про дело не забывай. Глаза боятся, а руки делают. Часто предостерегают, учат осмотрительности: Семь раз отмерь, один раз отрежь. Не говори гоп, пока не перепрыгнул. 1 Не спеши словом, торопись делом. Не все то золото, что блестит. В подобных пословицах сконцентрирован житейский и педагогический опыт на­ рода, педагогические знания и идеи. Наставления, поучения, облеченные в послович­ ную форму, подкрепляют авторитетность слов наставников авторитетом многих пред­ шествующих поколений, всего народа, а потому обретают особую весомость. Каждый из нас —один чаще, другой реже —применяет пословицы. Но удиви­ тельно другое: как это в нужный момент речевого всплеска на кончике языка ока­ зывается сама собой именно та пословица, которая лучше всего может подкрепить вашу мысль, и всегда «пословица к слову молвится». Какая сила находит именно ее

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2