Сибирские огни, 1981, № 10
ЗАПИСКИ ФОЛЬКЛОРИСТА 159 Смысл пословицы и поговорки бывает удивительно глубок. Наши предки не пи сали философских трактатов, но в йрких образных речениях выражали глубинную суть многих философских понятий. Одним из первых в нашей стране попытался раскрыть философское содержа ние пословиц В. И. Чернов в книге «Философия и фольклор» (Саратов, 1964). Иссле дование, не лишенное существенных недостатков и передержек, за что было под вергнуто резкой критике в печати, указывало верный путь познания народных пред ставлений о мире. Русскому народу ведома была суть некоторых категорий диалектики, например, категории причины. Но выражалась она не в виде отвлеченных рассуждений, а в фор ме пословиц и поговорок: Где дым, там и огонь. Где огонь, там и дым. Нет дыма без огня. Дым без огня не бывает. Смерть причину найдет. От смерти не посторонишься. Хорошо знал народ закономерность явлений и утверждал: Зашибленное вспухнет, посеянное взойдет. Что посеяно, то и вырастет. Солнышко всходит, барских часов не спрашивается. Больше того, народ не верил, что сверхъестественная сила способна как-то по влиять на естественный ход событий: — Пресвятая богородица, пошто рыбка не ловится? — Или невод "худ, или нет ее тут. Народ знал закон единства противоположностей («Бедность плачет, а богатство скачет», «При худе плохо, а без худа и плохого-то нет»), знал о борьбе противопо ложностей («Смерть плотью живет», «Смерть живота не любит»), что противополож ности сменяют друг друга («Мир стоит до рати, рать стоит до мира», «Свет стоит до тьмы, а тьма до свету»), переходят одна в другую («Смех до плача доводит», «И лег кое тяжело бывает»), и мн. др. О взаимосвязи и взаимозависимости предметов и яв лений говорилось: Каково семя, таков и плод. Каково лето, таково и сено. По матке и детки. Каков разум, таковы и речи. Наблюдения В. И. Чернова можно продолжить. Наши предки стремились опре делить роль человека на земле и говорили: Рыбам — вода, птицам —воздух, а человеку —вся земля. Над всеми зверями зверь —лев, над всеми птицами —орел, а над всеми ими — человек. Они хорошо понимали социальную сущность человека, его зависимость от определенной человеческой общины: Что род, то и племя. Хоть на зади, да в том же стаде. Отстал — сиротою стал. Что с него взять: человек без роду, без племени. Видели люди решающую силу коллектива (мира), народа: Мир заревет, так лес клонится. Мир по слюнке плюнет — море. Мир сразу не похоронишь. Верили в твердость и непогрешимость народных решений: Что миром положено, тому быть так. Глас народа — глас божии. Феодальным разъединительным тенденциям противопоставляли собственное по нимание исторической значимости государственного единения: Царство разделится — скоро разорится.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2