Сибирские огни, 1981, № 10
ЛЕГЕНДА О ХЛЕБЕ И ХЛЕБОРОБЕ 151 вия отучились трудиться. Мы привыкли ко всему готовенькому. Пришло время отдох нуть, включаем телевизор. Надо нам по слушать музыку —к нашим услугам радио, проигрыватель, магнитофоны. Поем мы только под рюмку, а в городе уже и под рюмку не все поют. Петь —это же тру диться и душой и телом надо, а лень, лень даже языком ворочать оттого, что выпито и съедено столько, что на троих бы по- людски-то хватило. Какая ж тут может быть речь об игре на балалайке, гитаре, мандолине, баяне или пианино? Это >К трудиться надо, умственно, духовно и фи зически, этому ж учиться надо. А то ли дело —щелкнул переключате лем, нажал на кнопочку, и любая песня в оба уха льется, и лежи себе, поглаживай брюхо. От обилия готовенькой культуры мы не веждами стали. А каковы сами, таковы и сани, таковы, согласно пословице, и наши дети. Тут и вывод сам собой напрашивает ся: не умеем мы еще жить по-людски, не умеем и детей воспитывать. Ох, как нам это надо —учиться жить! А для этого, просто хорошо и с умом даже трудиться если,—мало. — Владимир Григорьевич, вас, лично, что огорчает, как коммуниста, человека, председателя в своем хозяйствовании? — Э-э, батенька мой, тут всего и не об скажешь. Жизнь вся состоит из чередова ния радостей и огорчений. Жизнью, рабо той я, кривить душой не буду, всегда до волен, а вот сделанным — нет. Много, мно го больше, мы могли бы сделать. Если бы я снова начал председательствовать, я бы работал по-другому. — Сдается мне, что вы совершили что- то непоправимое и простить себе этого не можете... — Да, не могу. Перед «Сибирью», перед всеми четырьмя ее селами у меня совесть чиста, а вот родная Королевка мне до сих пор спокойно спать не дает. Батенька мой! Как я мог отказаться поехать туда, как я мог допустить, чтобы она пришла в окон чательный упадок. Поеду когда, погляжу, сердце кровью обливается... Королевка, Минино, Ивановка, Дуброви- но и некоторые другие деревни нашего района по решению облисполкома попали в разряд неперспективных, слабо в них ве дется строительство, а ведь люди-то в них — золотые. Горько смотреть на пусты ри, где когда-то жили и трудились, расти ли хлеб люди. Некоторые председатели колхозов и ди ректора совхозов до сих пор не понимают того, что если они поставлены во главе, то они в ответе за все: от плетня на приуса дебном участке своего работника, от гряз ной лужи на улице до благополучия всего вверенного тебе хозяйства и коллектива людей. Я и по сей день не считаю специалиста за специалиста, если он плохой организа тор, если у него душа за людей и за дело свое не болит. Мы не берем таких, и таких у нас, можно сказать, нет. Своим специа листам я доверяю безоговорочно, полно стью, даже шишек на лбу набить им позволяю, потому как за битого мне двух небитых не надо. Я их не подменяю, хоть порой и лучше знаю, как быть в том или ином случае. Руководитель должен быть стратег: он должен быть свободен, если хотите, даже от домашних забот. Творческая мысль у него должна биться, созревать везде: и когда он идет, едет, отдыхает, читает, спит и т. д. Наука управлять — штука мудреная. Ты руководитель, и ты хоть в лепешку раз бейся, а найди правильное решение любой злободневной проблемы. Поломай голову, поищи, узнай, что думают об этом ученые, умные люди, побывай в передовых хозяй ствах, загляни к соседям и думай, Чапай, думай, собирай специалистов своих, орга низаторов, посылай их в мозговую атаку, ибо права на поражение, на проигрыш, на завал любого доброго начинания нам ни кто не давал. Руководитель—он же еще и воспита тель людей во всех отношениях: политиче ских, производственных, культурных, об щественных, личных. Если ты к себе тре бователен и строг, то будь таким же и по отношению к людям. Себе потрафляешь — не надейся, что с кого-то спросишь, народ сейчас грамотный, все может понять и уяснить и воду на себе возить не поз волит. Если ты прав, не уступай, если не счита ешь свою убежденность ошибочной. Годы проходят, а люди добра не забывают, че рез годы приходят извиняться за свои ошибки. Служба не должна терять друж бу, а дружба не должна мешать службе. Я болею, если после любой критики не разойдусь с человеком по-человечески. — Владимир Григорьевич, если все ска занное вами свести воедино, то вырисует ся почти что председательский кодекс. Председатель должен... обязан... имеет право... А основа основ любого руководи теля, в чем она, по-вашему? — В партийной убежденности. Если ру ководитель политически незрелый чело век, он не руководитель, чужое место за нимает! Ну и, понятное дело, руководителя, как и любого другого человека и гражданина, должно отличать неподдельное трудолю бие, сознательность перед обществом, об щественная польза его стараний. Только труд по-настоящему украшает человека. Без стремления к совершенству человек — малопочтенная фигура, а нтобы он не знал самоуспокоения, на то ему и даден от при роды талант, любовь к делу, самолюбие, неизбывное чувство облагораживания се бя, перед самим собой, перед собствен ной совестью, перед семьей, детьми, пе ред всем обществом в целом. Мне в жизни, я считаю, повезло. Я мно го, много работал. Люди выдвинули меня, и я никогда не поступался ни народным, ни партийным доверием. Но... время, годы делают свое дело, и таких, как" я, руково дителей надо потихонечку убирать, иначе новые организаторские таланты у таких то
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2