Сибирские огни, 1981, № 10

' ЛЕГЕНДА О ХЛЕБЕ И ХЛЕБОРОБЕ 141 дующим, тут-то я и попал на выучку к Де­ миденко. Он мне был и есть поныне и на­ ставник, и учитель, и руководитель. Если что не сделаешь как следует, он и «под­ дать» умеет, да так, что тебя бросает то в жар, то в холод, умеет и спросить, и нака­ зать, ноти в то же время — помочь. Есть надобность, он корит, но не докучая. Возьмется учить — он знает столько баек, присказулек, былей народных — метких, едких, веселых и порой прямо-таки мудрых, что ему нет надобности пускаться в поуче­ ния. И хвалить умеет без лести. «Тебя, — говорит, например, мне Демиденко, — за версту нельзя пускать к трибуне». — «Это почему же», — недоумеваю я. А он мне: «Ты все знаешь уже, Василий, все умеешь. Пусти' тебя, так ты полезешь и на област­ ную, и на всесоюзную трибуну, а всезнайст­ во — оно, ох как вредно! Кто решил, что все узнал, того в шею надо с работы гнать. Такой обязательно загробит дело». Поначалу обидно слышать такое, а на­ едине с собой подумаешь-подумаешь — прав ведь Батя! Ох как прав. Тут я ловлю на слове Василия: — Догадываюсь, что с такими мыслями хочешь не хочешь, а дальше учиться надо? — Я бы всей душой. Давно бы попытал­ ся в сельхозинститут поступить, но... _ В этом месте Василий изучающе, насторо­ женно оглядел меня. — Вы, наверное, слы­ шали, у нас с женой в буквальном смысле семеро по лавкам — трое ходят в школу: в четвертый, второй и первый классы, ос­ тальные — дошколята. Вот тут и подума­ ешь: то ли самому учиться, то ли детей учить. Не взвалишь же их воспитание толь­ ко на жену. Она у меня медик, а ей нужно самой трудиться, чтобы не потерять квали­ фикацию. Что ребят у нас семеро — ни­ чуть не жалею! Что бы злые языки ни го­ ворили — горжусь этим, как бы нам труд­ но ни было. Василий счастливо улыбается и тут же заводит новый разговор: — Славу завоевать проще, удержать — намного труднее. Последние четыре года по урожайности мы первые не только в своем колхозе, но и в районе. Вот когда настало время творить и постоять за себя, добиваться, чтобы каждый гектар давал в будущем и 33, и 35, и 50 центнеров. Тут я не мог не улыбнуться. Почти слово в слово я уже слышал обо всем этом от Демиденко, о чем и не преминул заметить Василию. Он ответил'напористо, убежденно: — Если бы я не говорил и не делал так, как Демиденко, то по 32 ц/га мы бы не получали вкруговую. — Василий принялся толковать мне все пути и резервы, веду­ щие к новым рекордным урожаям. — Мы еще не умеем как следует плани­ ровать работу каждого колхозника и все­ го коллектива на день, неделю, месяц, се­ зон, год и пятилетку в целом. Оттого и из­ лишне много мотаемся, перенапрягаемся, потому и работа нас высасывает, выжима­ ет к вечеру, а трудиться, бесспорно, надо много, но радостно. Возьмем, к примеру, такую доярку, как баба Маня — Мария Федоровна Русакова. Она заслуженная колхозница, пенсионер­ ка, и здоровья уже нет, а доит еще, по своей воле доит. Ответ у нее один: «Как я их оставлю? Да и доить их, считай, некому, а детишек по городам — тыщи, и всем мо­ лочка надо!» В группе у нас по 42 головы. Все доярки жалуются — трудно работать. Надоест мне слушать их нытье, я говорю: «Устали?! Бросайте все, идите домой, завтра доде­ лаете! Ну, кто первый? Баба Маня?!» «Ой, да ѵчто ты, сынок. Да как можно коровушек обидеть? Жалко их». И никто ни разу не ушел. Потому-то мы все постоянно ломаем го­ лову, как облегчить труд доярок, как сде­ лать его радостным для них. Но от одних наших дум толку мало. Снабжение ферм оборудованием очень плохо налажено. Вот где кроется корень зла, корень неуважения к труду колхозни­ ка вообще и доярок в частности, а прес­ тиж его надо поднимать всемерно, в госу­ дарственном масштабе. Или, возьмем, механизаторов. Откуда у них появляется переработка? Я так пони­ маю. Живем мы на одной земле, зарплата одна, снабжение одинаковое, а отдача — разная. В чем тут дело? А в том: кто не вкладывает в работу весь свой ум и душу, у того и урожая нет. А эти самые ум и душа понуждают не только себя, но и тех­ нику до седьмого пота трудиться. При та­ кой агротехнике, скажем, культиватор КПС-4/2 изнашивается за два года, но по­ могает получать большой хлеб, а рассчи­ тан он на 5—6 лет. Вот мы и куем, клепа­ ем, мудрим, ремонтируем их, чтобы дотя­ нуть до получения новых. А что, если бы пересмотреть порядок снабжения и пре­ доставлять технику хозяйствам по отдаче? Сколько можешь дать хлеба, вот тебе столько и техники. Сколько бы мы еще могли дать хлеба стране! Снабжают нас техникой по старинке, конструкторы изобретают, создают эту технику тоже по старинке, по запросам вчерашнего дня, а хлеба с нас требует государство с каждым годом все больше и больше. Вот в чём противоречие. А как должно быть? Конструкторы, ма­ шиностроители, создающие сельхозтехни­ ку, должны чаще бывать в поле, на полосе, чтобы видеть, знать, как работает все то, что они сделали, и что надо исправить, чтобы техника работала много лет и безот­ казно. Городу нужно в достатке не условное, а естественное, доброкачественное мясо, молоко, масло, хлеб. Так пусть он нам предоставляет не условные тракторы и не на условный гектар, а такую и столько техники, чтобы она пахала, боронила, культивировала, обрабатывала землю ров­ но столько, сколько нужно для получения высокого урожая даже в самые неблаго­ приятные’ годы. — Василий Алексеевич, вот некоторые товарищи, знатоки сельского хозяйства и в Татарске, и в Новосибирске утверждают, что большой хлеб и большое •молоко в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2