Сибирские огни, 1981, № 10

В НОВОСИБИРСК ПРИШЛО МЕТРО В первую смену заступило звено Вик­ тора Быкова. Работали без задержек и остановок, похваляясь друг перед дру­ гом удалью и силой. А когда на пере­ смене произвели замеры, даже не пове­ рили: двести один сантиметр. Звено Григория Сунякина отставать не пожелало. Идя следом, они превзош­ ли рекордный показатель еще на 15 сантиметров. Однако точку в этот день ставить было рано. В третью смену заступало звено Виктора Беликова. Неожиданные но­ вости задели проходчиков за живое. — Нам на последнем месте оставаться как-то неловко, — сказал звеньевой, об­ ращаясь к товарищам. —Надо подна­ жать. Попробуем? Разошлись по местам, включили тех­ нику. Отбойные молотки смолкали лишь на время монтажа тюбингов, передвиж­ ки проходческого щита и крепежа пе­ редней стенки забоя специальными упо­ рами. Утром, выйдя из тоннеля, Бели­ ков собственноручно вывел жирно мелом на экране показателей — 233 сантиметра! Потом были и другие рекорды, но эти, первые, стали самыми дорогими и глав­ ными, потому что они показали силу и возможности коллектива бригады, укре­ пили веру в новый способ организации труда. Часто мы читаем в газетах: «Бригад­ ный подряд — это коллективная ответ­ ственность за конечные результаты об­ щего дела». Знакомые, привычные слова с очень глубоким смыслом, раскрываю­ щие суть одной из самых замечательных черт современного прогрессивного мето­ да работы. Получая не маленькое лич­ ное задание на смену, а целую произ­ водственную программу для большого коллектива на длительный срок, каж­ дый работник старается не отстать от товарищей, сделать столько же, а мо­ жет, и больше. Так в естественных усло­ виях социалистического соревнования начинает проявляться его лучшая сто­ рона — творческий характер труда. Одно за другим посыпались рациона­ лизаторские предложения. Валерий Лап­ шин предложил толкатель типа бульдо­ зерного ножа, что значительно сократи­ ло время на погрузке земли в кузов машины. Улучшили конструкцию инст­ румента, модернизировали узлы проход­ ческого щита. С увеличением длины тоннеля по уже отработанной на строй­ ках других метрополитенов технологии вывозка грунта осуществляется узкоко­ лейным транспортом. Новосибирцы ре­ шили по-иному. Рассчитали время по­ грузки грунта в кузова машин, движе­ ния его по ленте транспортера, пробега «КамАЗа» в ту и другую сторону и пришли к выводу: полностью отказаться от узкоколейки. Для этого хозяйства требовались электровозы, шпалы, рель­ сы. Чтобы содержать в хорошем рабо­ чем состоянии такое количество меха­ низмов, организовать сохранность тех- 9 Сибирские огни № 10 129 ники и материалов, необходимо было в дополнение ко всему создать крупный транспортный участок. Принятое реше­ ние дало огромную экономию людских и материальных ресурсов. В начале декабря звено Григория Су­ някина прошло за смену три метра. Пятнадцать дней спустя звено Алексея Кравченко увеличило рекордный пока­ затель еще на сорок сантиметров. Если в ноябре, разработав тоннель на 115 метров, говорили о пределе возможного, декабрьский скачок за полтораста мет­ ров посчитали обычным явлением. Ре­ кордам в тоннельном отряде удивляться перестали. В коллективе стало нормой перекрывать задания, выполнять пору­ ченное дело на совесть. Метростроевцы знают: строительство метрополитена ос­ ложнило жизнь новосибирцам, создало трудности в развитии экономики города. Поэтому они стараются максимально приблизить сроки пуска первой очереди. — Сегодня мы как хирурги, — сказал как-то Михаил Михайлович. — Делаем больному больно, чтобы потом ему было хорошо. . Декабрь победно венчал первый пол­ ный год работы строителей метро. Зада­ ние выполнили за одиннадцать месяцев. Четыре квартала подряд метростроевцам присуждалось переходящее Красное зна­ мя района. Полным ходом развернулись работы на станции Сибирская. Один из первых котлованов — на Октябрьской— практически перестал существовать. Одетый в бетон, закрытый плитами пе­ рекрытий, с готовыми посадочными платформами, он не напоминал больше огромную ямину, а походил на станцию. Начальник этого участка Виктор Федо­ рович Исанин совместно с бригадами Александра Барсукова и Михаила Эпельдимова спешили засыпать котло­ ван, чтобы к осени будущего года от­ крыть для движения улицу Кирова. Новый 1981 год метростроевцы начали, не снижая набранных темпов. Коллек­ тив отряда рос. К апрелю в нем насчи­ тывалось уже шестьсот тридцать чело­ век. К строящимся прибавились станции Студенческая, Площадь Ленина. Нача­ лась подготовка к разработке нового пе­ регона — от Дома книги к станции Красный проспект. Успешно был выпол­ нен план первого квартала и апреля. Бригада Владимира Царапкина сдер­ жала слово: к XXVI съезду партии смонтировала семьсот метров тоннеля. Скорость и качество остались главными девизами бригады. По графикам проход­ ческий щит надо было вынуть из прием­ ной камеры напротив здания гориспол­ кома в июне. Подняли его на месяц раньше. При проходке первого тоннеля не обошлось без происшествий. Когда под­ ходили к Красному проспекту, произо­ шел вывал. Кончились суглинки, нача­ лась супесь, и песок пошел в тоннель. Добрюк не растерялся, остановил про­ ходку. Сверху механическим способом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2