Сибирские огни, 1981, № 10
В НОВОСИБИРСК ПРИШЛО МЕТРО В первую смену заступило звено Вик тора Быкова. Работали без задержек и остановок, похваляясь друг перед дру гом удалью и силой. А когда на пере смене произвели замеры, даже не пове рили: двести один сантиметр. Звено Григория Сунякина отставать не пожелало. Идя следом, они превзош ли рекордный показатель еще на 15 сантиметров. Однако точку в этот день ставить было рано. В третью смену заступало звено Виктора Беликова. Неожиданные но вости задели проходчиков за живое. — Нам на последнем месте оставаться как-то неловко, — сказал звеньевой, об ращаясь к товарищам. —Надо подна жать. Попробуем? Разошлись по местам, включили тех нику. Отбойные молотки смолкали лишь на время монтажа тюбингов, передвиж ки проходческого щита и крепежа пе редней стенки забоя специальными упо рами. Утром, выйдя из тоннеля, Бели ков собственноручно вывел жирно мелом на экране показателей — 233 сантиметра! Потом были и другие рекорды, но эти, первые, стали самыми дорогими и глав ными, потому что они показали силу и возможности коллектива бригады, укре пили веру в новый способ организации труда. Часто мы читаем в газетах: «Бригад ный подряд — это коллективная ответ ственность за конечные результаты об щего дела». Знакомые, привычные слова с очень глубоким смыслом, раскрываю щие суть одной из самых замечательных черт современного прогрессивного мето да работы. Получая не маленькое лич ное задание на смену, а целую произ водственную программу для большого коллектива на длительный срок, каж дый работник старается не отстать от товарищей, сделать столько же, а мо жет, и больше. Так в естественных усло виях социалистического соревнования начинает проявляться его лучшая сто рона — творческий характер труда. Одно за другим посыпались рациона лизаторские предложения. Валерий Лап шин предложил толкатель типа бульдо зерного ножа, что значительно сократи ло время на погрузке земли в кузов машины. Улучшили конструкцию инст румента, модернизировали узлы проход ческого щита. С увеличением длины тоннеля по уже отработанной на строй ках других метрополитенов технологии вывозка грунта осуществляется узкоко лейным транспортом. Новосибирцы ре шили по-иному. Рассчитали время по грузки грунта в кузова машин, движе ния его по ленте транспортера, пробега «КамАЗа» в ту и другую сторону и пришли к выводу: полностью отказаться от узкоколейки. Для этого хозяйства требовались электровозы, шпалы, рель сы. Чтобы содержать в хорошем рабо чем состоянии такое количество меха низмов, организовать сохранность тех- 9 Сибирские огни № 10 129 ники и материалов, необходимо было в дополнение ко всему создать крупный транспортный участок. Принятое реше ние дало огромную экономию людских и материальных ресурсов. В начале декабря звено Григория Су някина прошло за смену три метра. Пятнадцать дней спустя звено Алексея Кравченко увеличило рекордный пока затель еще на сорок сантиметров. Если в ноябре, разработав тоннель на 115 метров, говорили о пределе возможного, декабрьский скачок за полтораста мет ров посчитали обычным явлением. Ре кордам в тоннельном отряде удивляться перестали. В коллективе стало нормой перекрывать задания, выполнять пору ченное дело на совесть. Метростроевцы знают: строительство метрополитена ос ложнило жизнь новосибирцам, создало трудности в развитии экономики города. Поэтому они стараются максимально приблизить сроки пуска первой очереди. — Сегодня мы как хирурги, — сказал как-то Михаил Михайлович. — Делаем больному больно, чтобы потом ему было хорошо. . Декабрь победно венчал первый пол ный год работы строителей метро. Зада ние выполнили за одиннадцать месяцев. Четыре квартала подряд метростроевцам присуждалось переходящее Красное зна мя района. Полным ходом развернулись работы на станции Сибирская. Один из первых котлованов — на Октябрьской— практически перестал существовать. Одетый в бетон, закрытый плитами пе рекрытий, с готовыми посадочными платформами, он не напоминал больше огромную ямину, а походил на станцию. Начальник этого участка Виктор Федо рович Исанин совместно с бригадами Александра Барсукова и Михаила Эпельдимова спешили засыпать котло ван, чтобы к осени будущего года от крыть для движения улицу Кирова. Новый 1981 год метростроевцы начали, не снижая набранных темпов. Коллек тив отряда рос. К апрелю в нем насчи тывалось уже шестьсот тридцать чело век. К строящимся прибавились станции Студенческая, Площадь Ленина. Нача лась подготовка к разработке нового пе регона — от Дома книги к станции Красный проспект. Успешно был выпол нен план первого квартала и апреля. Бригада Владимира Царапкина сдер жала слово: к XXVI съезду партии смонтировала семьсот метров тоннеля. Скорость и качество остались главными девизами бригады. По графикам проход ческий щит надо было вынуть из прием ной камеры напротив здания гориспол кома в июне. Подняли его на месяц раньше. При проходке первого тоннеля не обошлось без происшествий. Когда под ходили к Красному проспекту, произо шел вывал. Кончились суглинки, нача лась супесь, и песок пошел в тоннель. Добрюк не растерялся, остановил про ходку. Сверху механическим способом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2