Сибирские огни, 1981, № 10

В НОВОСИБИРСК ПРИШЛО МЕТРО 127 не только регулярно выполняются, но с завидным ПОСТОЯНСТВОМ перевыполня­ ются. Все меньше становилось вынужден­ ных остановов, все четче обозначался деловой ритм крупнейшей стройки Но­ восибирска, Сказывалась и всесторон­ няя помощь метростроевцам. Метро стало поистине народной стройкой. Для еще невиданных в Новосибирске желе­ зобетонных конструкций изготовили ос­ настку заводы имени Чкалова, приборо­ строительный имени Ленина, объедине­ ние «Сибседьмаш». Всего же в 1980 году «работало» на метро более пятидесяти промышленных и строительных пред­ приятий города. Всю эту механизиро­ ванную силу нужно было объединить, скоординировать во времени. С этой за­ дачей успешно справился штаб по строи­ тельству метро во главе с секретарем Новосибирского горкома КПСС Евгением Викторовичем Золотовым. И то, что тоннельный отряд быстро становился на ноги, бесспорно зависело от действен­ ной помощи ему со стороны партийньіх, советских и хозяйственных организа­ ций города и области. Летом Михаила Михайловича Неми­ лостивых по нескольку раз на день можно было увидеть то на базе, то на станциях Октябрьская и Вокзальная. Отряд быстро набирал силу. В нем на­ считывалось уже более пятисот' человек. Надо было поспеть везде. Но, пожалуй, чаще всего наведывался он на третий участок, к Анатолию Матвеевичу Доб- рюку, Немилостивых обратил на него внимание еще при первом знакомстве с инженерным составом метростроевцев. В Сибирь приехал Добрюксо строитель­ ства Харьковского метрополитена, где работал заместителем начальника участ­ ка. Время показало, что в его оценке Михаил Михайлович не ошибся. Испол­ нительный, деловой инженер, неплохой, как принято говорить, товарищ. Когда встал вопрос о назначении начальника третьего участка, остановил выбор на Добрюке. Метро — зтр прежде всего тоннели, а уж потом станции. Вести раз­ работку первого перегона от станции Октябрьская до Площади Ленина и до­ верили Анатолию Матвеевичу. Бригадиром Добрюк пригласил Влади­ мира Царапкине; — Формируй, Владимир, бригаду про­ ходчиков. Ты ее и возглавишь. Проходчик — профессия почетная, уважаемая. Им может называться толь­ ко строитель-универсал, владеющий пя­ тью, семью специальностями. Он должен знать свойства бетона, быть монтажни­ ком, сварщиком, . такелажником, управ­ лять машинами и механизмами, одним словом, быть мастером на все руки. Основной костяк бригады Царапкина составили шахтеры Кузбасса. Многих из них Владимир знал не один год, а с Петром Гаасом, братом жены, работал плечом к плечу несколько лет, бывал с ним в критических ситуациях, мог по­ ложиться на него как на самого себя. Беликов, Суняйкин, Лапшин, Зуевич, Кирпиченко, Фадеев, Яблонский, Касат­ кин, Каменский — все с шахты «Рас­ падской», народ проверенный. Из трид­ цати пяти человек в бригаде больше по­ ловины —горняки. На подземных работах лодыри не за­ держиваются. Там надо отдать делу все­ го себя, работать все шесть часов на едином дыхании, выкладываться до предела. Они и приехали сюда потому, что первым труднее и интереснее. Одна­ ко проходка тоннелей метрополитена, как оказалось, имела мало общего с ра­ ботой в угольном забое, и опытные шах­ теры не сразу разобрались, с чего же начинать. Это потом все стало простым и привычным. В августе восьмидесятого пришел щит, с помощью которого идет разработка забоя и сборка тюбингов, кольцевая об­ делка тоннеля. И опять проблема — как его собирать? То ли по забывчивости, то ли по халатности .— теперь не опре­ делить — завод-изготовитель, отгрузив в контейнерах оборудование, документа­ цию не прислал. А время поджимало, и Немилостивых распорядился присту­ пить к сборке щита. Проходчикам тоже не терпелось поскорее уйти под землю. Бригаде вызвался помочь механик Вик­ тор Максимович Максимов, метрострое­ вец из Ташкента. Настойчивым и упорным всегда везет. Бригада Царапкина собрала щит за две недели против трех недель по нормати­ вам. Работали дружно, без срывов и сбоев. Добрюк не отходил от ребят, вор­ чал, что медленно двигаются, сам засу­ чивал рукава и помогал как мог. На врезку щита приходили смотреть все свободные от работы члены бригады, немало любопытных было и с соседне­ го, второго, участка. — Наконец-то мы стали настоящими метростроителями, а то все ковырялись на поверхности, — пошутил Немилости­ вых, когда монтаж щита был закончен, и, понаблюдав за работой машины, доба­ вил: — Норма на сутки — шесть метров, на месяц — ото! Времени на освоение техники нет. В те дни в трудовых коллективах го­ рода шло обсуждение социалистических обязательств к предстоящему XXVI съезду партии. Взяла обязательство и бригада Царапкина. Рассчитав свои возможности, строители решили пройти к дню открытия форума коммунистов семьсот метров тоннеля. Первые метры оказались самыми тя­ желыми. В последнюю неделю августа и весь сентябрь едва осиливали половину нормы. В октябре на участок зачастило начальство. Все нервничали. Казалось, что еще надо? Идут суглинки, кровля относительно крепкая. Наращивай да наращивай скорость проходки. Но ска­ зывалось отсутствие опыта. В шахтах совсем иные условия, технология разра­ ботки пород иная, механизмы тоже дру­ I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2