Сибирские огни, 1981, № 10
В НОВОСИБИРСК ПРИШЛО МЕТРО 127 не только регулярно выполняются, но с завидным ПОСТОЯНСТВОМ перевыполня ются. Все меньше становилось вынужден ных остановов, все четче обозначался деловой ритм крупнейшей стройки Но восибирска, Сказывалась и всесторон няя помощь метростроевцам. Метро стало поистине народной стройкой. Для еще невиданных в Новосибирске желе зобетонных конструкций изготовили ос настку заводы имени Чкалова, приборо строительный имени Ленина, объедине ние «Сибседьмаш». Всего же в 1980 году «работало» на метро более пятидесяти промышленных и строительных пред приятий города. Всю эту механизиро ванную силу нужно было объединить, скоординировать во времени. С этой за дачей успешно справился штаб по строи тельству метро во главе с секретарем Новосибирского горкома КПСС Евгением Викторовичем Золотовым. И то, что тоннельный отряд быстро становился на ноги, бесспорно зависело от действен ной помощи ему со стороны партийньіх, советских и хозяйственных организа ций города и области. Летом Михаила Михайловича Неми лостивых по нескольку раз на день можно было увидеть то на базе, то на станциях Октябрьская и Вокзальная. Отряд быстро набирал силу. В нем на считывалось уже более пятисот' человек. Надо было поспеть везде. Но, пожалуй, чаще всего наведывался он на третий участок, к Анатолию Матвеевичу Доб- рюку, Немилостивых обратил на него внимание еще при первом знакомстве с инженерным составом метростроевцев. В Сибирь приехал Добрюксо строитель ства Харьковского метрополитена, где работал заместителем начальника участ ка. Время показало, что в его оценке Михаил Михайлович не ошибся. Испол нительный, деловой инженер, неплохой, как принято говорить, товарищ. Когда встал вопрос о назначении начальника третьего участка, остановил выбор на Добрюке. Метро — зтр прежде всего тоннели, а уж потом станции. Вести раз работку первого перегона от станции Октябрьская до Площади Ленина и до верили Анатолию Матвеевичу. Бригадиром Добрюк пригласил Влади мира Царапкине; — Формируй, Владимир, бригаду про ходчиков. Ты ее и возглавишь. Проходчик — профессия почетная, уважаемая. Им может называться толь ко строитель-универсал, владеющий пя тью, семью специальностями. Он должен знать свойства бетона, быть монтажни ком, сварщиком, . такелажником, управ лять машинами и механизмами, одним словом, быть мастером на все руки. Основной костяк бригады Царапкина составили шахтеры Кузбасса. Многих из них Владимир знал не один год, а с Петром Гаасом, братом жены, работал плечом к плечу несколько лет, бывал с ним в критических ситуациях, мог по ложиться на него как на самого себя. Беликов, Суняйкин, Лапшин, Зуевич, Кирпиченко, Фадеев, Яблонский, Касат кин, Каменский — все с шахты «Рас падской», народ проверенный. Из трид цати пяти человек в бригаде больше по ловины —горняки. На подземных работах лодыри не за держиваются. Там надо отдать делу все го себя, работать все шесть часов на едином дыхании, выкладываться до предела. Они и приехали сюда потому, что первым труднее и интереснее. Одна ко проходка тоннелей метрополитена, как оказалось, имела мало общего с ра ботой в угольном забое, и опытные шах теры не сразу разобрались, с чего же начинать. Это потом все стало простым и привычным. В августе восьмидесятого пришел щит, с помощью которого идет разработка забоя и сборка тюбингов, кольцевая об делка тоннеля. И опять проблема — как его собирать? То ли по забывчивости, то ли по халатности .— теперь не опре делить — завод-изготовитель, отгрузив в контейнерах оборудование, документа цию не прислал. А время поджимало, и Немилостивых распорядился присту пить к сборке щита. Проходчикам тоже не терпелось поскорее уйти под землю. Бригаде вызвался помочь механик Вик тор Максимович Максимов, метрострое вец из Ташкента. Настойчивым и упорным всегда везет. Бригада Царапкина собрала щит за две недели против трех недель по нормати вам. Работали дружно, без срывов и сбоев. Добрюк не отходил от ребят, вор чал, что медленно двигаются, сам засу чивал рукава и помогал как мог. На врезку щита приходили смотреть все свободные от работы члены бригады, немало любопытных было и с соседне го, второго, участка. — Наконец-то мы стали настоящими метростроителями, а то все ковырялись на поверхности, — пошутил Немилости вых, когда монтаж щита был закончен, и, понаблюдав за работой машины, доба вил: — Норма на сутки — шесть метров, на месяц — ото! Времени на освоение техники нет. В те дни в трудовых коллективах го рода шло обсуждение социалистических обязательств к предстоящему XXVI съезду партии. Взяла обязательство и бригада Царапкина. Рассчитав свои возможности, строители решили пройти к дню открытия форума коммунистов семьсот метров тоннеля. Первые метры оказались самыми тя желыми. В последнюю неделю августа и весь сентябрь едва осиливали половину нормы. В октябре на участок зачастило начальство. Все нервничали. Казалось, что еще надо? Идут суглинки, кровля относительно крепкая. Наращивай да наращивай скорость проходки. Но ска зывалось отсутствие опыта. В шахтах совсем иные условия, технология разра ботки пород иная, механизмы тоже дру I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2