Сибирские огни, 1981, № 10

126 ВАСИЛИИ ШУГАЕВ стьі должны поработать год на заво­ дах ЖБИ, изготавливающих заказы «Метростроя», выдержать своеобразный испытательный срок. Это было, пожа­ луй, самое своевременное решение. За­ воды стройиндустрии, где условия труда далеки от идеальных, где кадровых ра­ бочих можно пересчитать по пальцам, стали выполнять план, заработали рит­ мично. Так Новосибирское метро кос­ венно повлияло на упорядочение.произ­ водственных ритмов некоторых пред­ приятий. За первые месяцы работы в отряде Не­ милостивых выработал стратегию и так­ тику своей хозяйственной и админист­ ративной политики, определил четкую линию действий. Он прекрасно понимал, что без собственной базы метро не вы­ живет. Ваза — основа осПов любой строительной организации. Ему же, ру­ ководителю отряда, перспективы которо­ го известны на многие годы вперед, как говорится, сам бог велел заниматься ба­ зой. В будущем отряд вырастет до трес­ та. С ростом коллектива должна расти и его промышленная основа. Такая взаимосвязь объективно обусловлена. И чем она прочнее, тем уверенней и ста­ бильней будет трудиться коллектив. Ба­ зе «Метростроя» Михаил Михайлович и определил стратегическое назначение. Приезжая в Ленинский район на строительную площадку, разместившую­ ся на двадцати гектарах, он мысленно видел и собственный завод сборных железобетонных конструкций, и ремонт­ но-механический, и автобазу, и линии складов с главным корпусом управле­ ния материально-технического обеспече­ ния, и даже завод по обработке гранита и мрамора. Видел и ощущал неодоли­ мую связь этой промышленной махины со всеми уже начатыми и теми, что еще в проекте, станциями, тоннелями, пере­ гонами. «Это — сердце «Метростроя», — думал он. — И чем быстрей и ритмичней оно заработает, тем явственней почувствуют новосибирцы наше присутствие, поверят в преимущества подземного транспорта». Тактика определялась сама собой. Ра­ ботая на важных государственных стройках, Немилостивых привык к по­ рядку. Там, несмотря на отдельные сры­ вы, высокая организация труда, серьез­ ная инженерная подготовка объектов помогали сдавать их качественно и в срок. Здесь еще предстояло создать сис­ тему, которая помогла бы сформировать модель коллектива, способного решать самые сложные задачи. — Главное, — говорил как-то Михаил Михайлович, — научить людей успешно выполнять свой круг обязанностей. Строителей — быстро и качественно ра­ ботать, руководителей — умело управ­ лять. Важно и то и другое, но негатив­ ные последствия от промахов руководи­ телей куда значимей. Если рабочий до­ пустил оплошность, ее можно исправить в течение смены, последствия же иной ошибки руководителя сказываются по­ рой и через несколько лет. Учеба в тоннельном отряде стала обя­ зательной для всех. С каждым из пар­ ней, отобранных в группу для обучения в техшколе «Мосметростроя», Немило­ стивых поговорил о жизни, планах, пер­ спективе, посоветовал, на что обратить внимание, какие спѳцпредметы выде­ лить как основные. Следующую группу рабочих отправил за опытом к коллегам в другие города. Для линейных работ­ ников организовал семинары. С управ­ ленческим составом отряда занялся лично. Мне приходилось видеть многих руко­ водителей разного уровня в промышлен­ ности и строительстве, но, пожалуй, никто, как Немилостивых, не уделял столько внимания подготовке кадров. И не потому, что те, другие руководители, были недальновидными, нет. Годами от­ лаживаемые системы приносили свои результаты, но нередко случалось, что за размеренностью трудовой жизни кол­ лектива, так называемой текучкой, у иных организаторов производства утра­ чивалось чувство обостренности в кад­ ровой политике. И получалось: ставят на должность начальника цеха или строительного управления, а то и на бо­ лее высокую должность, нового товари­ ща из резерва на выдвижение, а дела у этого подразделения в гору не идут. На­ чинают изучать причины и очень быст­ ро обнаруживают, что новый руководи­ тель Н! нынешним формам управления подходит со старыми мерками. И кто знает, не такие ли руководители породи­ ли так теперь ставшую модной пробле­ му «дефицита кадров», притом задолго до ее появления. В тоннельном отряде этой проблемы не существует. Со временем Немилости­ вых отработал и внедрил систему основ управления строительным производст­ вом, функциональные звенья которой идут в следующем порядке: планирова­ ние, организация работ, координация деятельности управленческих служб, активизация трудового процесса (своев­ ременное поощрение и порицание), учет и контроль. Применять эту систему на практике он постоянно учится сам, учит эффективному ее использованию и сво­ их ближайших помощников. Апрель 1980 года стал переломным в жизни метростроевцев. Прежде всего выполнили план первого квартала. На­ чала поступать на участки техника: краны, машины. Пришли долгожданные балки для свай. Улучшили поставку бе­ тона и железобетонных изделий заводы «Главновосибирскстроя». Дни стояли теплые, солнечные. Весна ли подбодри­ ла строителей, уверенность ли в собст­ венных силах, но в предмайском социа­ листическом соревновании предприятий Центрального района города тоннель­ ный отряд № 29 назвали первым. Кол­ лективу вручили переходящее Красное знамя. С тех пор месячные программы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2