Сибирские огни, 1981, № 10
В НОВОСИБИРСК ПРИШЛО МЕТРО 125 нужны на живой работе. В Горьком тре буется опытный начальник производ ственного отдела, а в Сибири — началь ник тоннельного отряда. Выбирай. Раздумывал он недолго. Конечно, Но восибирск, где прошли лучшие годы мо лодости, где утверждался в главных своих принципах. 30 января 1980 года М. М. Немилости вых был назначен начальником тон нельного отряда № 29. Через два дня, по приезде на место, он записывал в своем дневнике: «Мне 48 лет... И хотя накоп лен порядочный опыт руководящей ра боты, все же страшновато: дело большое и сложное. С чего начать? Вот вопрос, который сейчас встает передо мной. Где главное звено, за что тянуть?» Он очень быстро отыскал это звено и потянул мощно и надежно. Почти за год до назначения Немило стивых — 6 марта 1979 года — решени ем бюро Новосибирского обкома КПСС иѵисполкома областного Совета был соз дан штаб по руководству строительст вом метрополитена. И хотя к тому вре мени уже действовал участок от треста «Ташметрострой», основная тяжесть за бот по организации строительства легла на плечи членов этого общественного ор гана управления. Теперь даже не верится, что за столь короткий срок возможно было выпол нить такой огромный объем работы. На чали с нуля: изучали трассы линий метрополитена по утвержденной схеме, отыскивали на них городские коммуни кации, помечали их, сверяли маршруты городского пассажирского транспорта с трассами метрополитена и, если они пе ресекались или совпадали, анализиро вали расположение жилых массивов вдоль трасс... Предстояло найти специа лизированные организации, которые пе ренесли бы сети тепло- и водоснабже ния, трубопроводы канализационных систем, линии трамваев и троллейбусов на соседние улицы, обеспечили бы пере селение людей из районов строительства в другие места, а для этого надо было изыскать дополнительный жилой фонд. К тому же, у всех привлеченных к ре шению этих вопросов трудовых коллек тивов были свои задачи, свои производ ственные программы, за выполнение ко торых они несли ответственность перед государством. И ведь все сделали! Ска зать, что было трудно, — значит ничего не сказать. Порой казалось, что выхода нет, но его находили. Заседания штаба проходили в горко ме партии каждую неделю. На них сооб ща принимали решения, легшие в осно ву всей подготовительной работы. Народная молва, подкрепленная сов ременными средствами массовой инфор маций, быстро разнесла весть о начале строительства метро в Новосибирске. В город зачастили «ходоки». Ехали, что бы узнать, кого из специалистов будут принимать в первую очередь, на каких условиях. Приезжающих встречали в не большой комнате горисполкома под но мером 517, вносили в список и обещали при необходимости прислать вызов. Давно мечтал принять участие в ка ком-нибудь большом деле Владимир Царапкин. Ему хотелось поработать над тем, что служило бы людям не один век. Потомственный сибиряк, сын горняка, Царапкин почти десять лет трудился на реконструкции Прокопьевских шахт. Профессию проходчика освоил всесто ронне и имел высший, пятый, разряд. Как только он узнал о строительстве метро, сразу поехал в Новосибирск. Ре шил получить необходимую информа ций), как говорится, из первых рук. В горисполкоме Царапкина расспросили, посмотрели его документы и, как всех, занесли в регистрационную книгу. В списке он значился под номером двад цатым. ...Когда Немилостивых начал форми ровать тоннельный отряд, в нем числи лось чуть больше восьмидесяти человек. Он прекрасно понимал, что кадры ре шают все. Предстояло создать коллек тив, а в нем безошибочно выделить тех, кто составят его ядро, будут первыми помощниками и единомышленниками. Взял за правило ежедневно бывать на объектах, благо фронт работ был еще невелик: отрыли котлован, приступили к монтажу железобетонных изделий на станции Октябрьская да начали огора живать участок под станцию Вокзаль ная. И все-таки хлопот хватало. Нужно были возвести такие объекты, без кото рых невозможно жизнеобеспечение лю бой стройки, — гаражи, бытовки пром базы, административные корпуса... Все требовалось запускать в ' эксплуатацию немедленно. В таких сложных ситуациях и прояв ляются настоящие характеры. Люди ехали строить метро, а их заставляли возить мусор, готовить строительные площадки или переносить коммуника ции. Некоторые возмущались: — Вы зачем меня приглашали? Тон нели вести или мусор грести? Я же вы сококлассный специалист! Владимира Царапкина Немилостивых приметил очень скоро. Он не капризни чал. Где бы ни появлялся, быстро ус танавливался порядок. К советам Вла димира прислущивались, их охотно вы полняли. План ^февраля тоннельный отряд про валил. Немилостивых снова и снова изучал состояние дел на объектах, ана лизировал ход совещаний и планерок, принятые решения по докладам подчи ненных. Обнаружил собственные прома хи, стал с особой тщательностью гото виться к планеркам. Вскрылись случаи недисциплинированности. Виновных на казал со всей строгостью, а приказ об народовал. Не хватало нужных механизмов, же лезобетонных конструкций. И здесь нашей выход: издал приказ — все принятые в отряд специали-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2