Сибирские огни, 1981, № 10

124 ВАСИЛИЙ ШУГАЕВ но и современные индустриальные горо­ да, соединенные развитой сетью желез­ нодорожных и автомагистралей, нефте- и газопроводов. Сибирь сегодня — это край большой науки. Как связать во­ едино все эти приметы, где найти золо­ тую середину, не опускаясь до упрощен­ ности? Такие вопросы стоят перед разработ­ чиками и других станций. Основными отделочными материала­ ми Новосибирского метрополитена ста­ нут мрамор и гранит. Их потребуется более 80 тысяч метров. Широкое при­ менение найдут металлы, облицовочная и художественная керамика, стекло, цветные цементы. Где будут добываться и откуда достав­ ляться в город отделочные материалы? Однозначного ответа пока нет. Питенев- ское месторождение в Маслянинском районе Новосибирской области, где ин­ тенсивная добыча мрамора рассчитана на десятилетия, еще не имеет даже тех­ нического проекта на разработку. Мест­ ный мрамор обладает высокими художе­ ственно-декоративными свойствами, мо­ жет сделать нарядной любую станцию. Когда ленинградские проектировщики метро побывали в Питенево и увидели разрез карьера, они не могли скрыть восхищения многоцветной палитрой камня. Однако может случиться, что пусковой комплекс начнут отделывать другим материалом. Ведь от выполне­ ния технического проекта мраморного месторождения до его реализации прой­ дет, как минимум, лет пять, а движение электропоездов намечается открыть в конце 1985 года... В процессе проектирования метфо ре­ шались сложные инженерные задачи. Обеспечение нормальных условий пре­ бывания людей в тоннелях и на подзем­ ных станциях, необходимый воздухооб­ мен, поддержание чистоты, температуры и влажности воздуха будут осущест­ вляться мощными системами вентиля­ ции и отопления. Инженеры поставили работу этих систем в зависимость от времени года. В холодный период воз­ дух будет подаваться в тоннели и вытя­ гиваться на станциях, а летом — по­ даваться на станции и вытягиваться на перегонах. Зимой на входах и выходах пре­ дусмотрены воздушно-тепловые заве­ сы. Пассажиры метро не . ощутят зат­ хлости или застоялости — в течение ча­ са воздух на станциях будет меняться три-четыре раза. Красивым и удобным видом транспор­ та обещает быть Новосибирский метропо­ литен. Но его еще нужно построить. И чтобы по прошествии времени, садясь в голубые вагоны, мы поминали добрым словом инженеров-проектировщиков, строителей, уже сегодня надо подумать об условиях их работы. Чтобы труди­ лись они с радостью, сознавая, что сто­ ять этому грандиозному соооѵжению века. * * * ...Михаил Немилостивых с детства мечтал стать инженером-строителём. Об этой профессии в его родной деревне Ново-Повалиха Алтайского края говори­ ли так, как сегодня говорят о профес­ сии космонавта. Родители Михаила хо­ тели, чтобы он был счетоводом или бух­ галтером, даже определили его в кол­ хозную бухгалтерию. Но, окончив деся­ тилетку, сын твердо сказал матери: «Еду в Новосибирск. Буду поступать в инсти­ тут». В этом его решении уже тогда проявился характер человека сильного, сделавшего выбор раз и навсегда. Поезда на их станции останавливались редко. На тот, что шел через несколько часов, все билеты были проданы. Он си­ дел под навесом у маленького вокзала на деревянном чемоданчике, куда мать заботливо уложила нехитрые пожитки да хлеб с салом, и размышлял, как быть дальше. Возвращаться в деревню не хо­ телось — засмеют. Возле него остановился моложавый мужчина в солдатской гимнастерке без погон, в лихо посаженной на густую ше­ велюру офицерской фуражке и вещ­ мешком за плечами. Тогда немало было не старых еще, но уже с поседевшими висками демобилизованных из армии, возвращавшихся по домам. • , — Чего пригорюнился? Беда стряс­ лась? — спросил он. Увидев доброжелательный взгляд не­ знакомца, Михаил разоткровенничался: — Уехать не могу — билетов нет. А мне в институт надо. Хочу инженером стать. — Инженером, говоришь? Толковое дело выбрал. В том конце состава наш брат целый вагон оккупировал. Давай туда, подвезут. В НИВИТе — нынешнем институте инженеров железнодорожного транспор­ та, выдержав большой конкурс (двенад­ цать человек на место!), Немилостивых учился легко и уверенно. Через шесть лет с группой молодых специалистов, окончивших факультет «Мосты и тон­ нели», получил направление в Красно­ ярск. Стройки, через которые он прошел, закалили молодого инженера, отточили его пытливый ум. Диссертация «Иссле­ дование нарушенных скальных пород при строительстве подземных сооруже- у ний» получила высокую оценку специа­ листов. Начав с начальника смены, он вырос до главного инженера большой стройки, затем работал заместителем директора по капитальному строитель­ ству на крупном заводе. Здесь его и за­ стал вызов начальника управления «Главтоннельметростроя» Ю. А. Коше­ лева. В главке его ждали. Кошелев встретил Михаила Михайловича радушно: — Садись. Есть два интересных места. Мы начинаем строить метро в ГорБком и Новосибирске. Такие, как ты, нам

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2