Сибирские огни, 1981, № 10
124 ВАСИЛИЙ ШУГАЕВ но и современные индустриальные горо да, соединенные развитой сетью желез нодорожных и автомагистралей, нефте- и газопроводов. Сибирь сегодня — это край большой науки. Как связать во едино все эти приметы, где найти золо тую середину, не опускаясь до упрощен ности? Такие вопросы стоят перед разработ чиками и других станций. Основными отделочными материала ми Новосибирского метрополитена ста нут мрамор и гранит. Их потребуется более 80 тысяч метров. Широкое при менение найдут металлы, облицовочная и художественная керамика, стекло, цветные цементы. Где будут добываться и откуда достав ляться в город отделочные материалы? Однозначного ответа пока нет. Питенев- ское месторождение в Маслянинском районе Новосибирской области, где ин тенсивная добыча мрамора рассчитана на десятилетия, еще не имеет даже тех нического проекта на разработку. Мест ный мрамор обладает высокими художе ственно-декоративными свойствами, мо жет сделать нарядной любую станцию. Когда ленинградские проектировщики метро побывали в Питенево и увидели разрез карьера, они не могли скрыть восхищения многоцветной палитрой камня. Однако может случиться, что пусковой комплекс начнут отделывать другим материалом. Ведь от выполне ния технического проекта мраморного месторождения до его реализации прой дет, как минимум, лет пять, а движение электропоездов намечается открыть в конце 1985 года... В процессе проектирования метфо ре шались сложные инженерные задачи. Обеспечение нормальных условий пре бывания людей в тоннелях и на подзем ных станциях, необходимый воздухооб мен, поддержание чистоты, температуры и влажности воздуха будут осущест вляться мощными системами вентиля ции и отопления. Инженеры поставили работу этих систем в зависимость от времени года. В холодный период воз дух будет подаваться в тоннели и вытя гиваться на станциях, а летом — по даваться на станции и вытягиваться на перегонах. Зимой на входах и выходах пре дусмотрены воздушно-тепловые заве сы. Пассажиры метро не . ощутят зат хлости или застоялости — в течение ча са воздух на станциях будет меняться три-четыре раза. Красивым и удобным видом транспор та обещает быть Новосибирский метропо литен. Но его еще нужно построить. И чтобы по прошествии времени, садясь в голубые вагоны, мы поминали добрым словом инженеров-проектировщиков, строителей, уже сегодня надо подумать об условиях их работы. Чтобы труди лись они с радостью, сознавая, что сто ять этому грандиозному соооѵжению века. * * * ...Михаил Немилостивых с детства мечтал стать инженером-строителём. Об этой профессии в его родной деревне Ново-Повалиха Алтайского края говори ли так, как сегодня говорят о профес сии космонавта. Родители Михаила хо тели, чтобы он был счетоводом или бух галтером, даже определили его в кол хозную бухгалтерию. Но, окончив деся тилетку, сын твердо сказал матери: «Еду в Новосибирск. Буду поступать в инсти тут». В этом его решении уже тогда проявился характер человека сильного, сделавшего выбор раз и навсегда. Поезда на их станции останавливались редко. На тот, что шел через несколько часов, все билеты были проданы. Он си дел под навесом у маленького вокзала на деревянном чемоданчике, куда мать заботливо уложила нехитрые пожитки да хлеб с салом, и размышлял, как быть дальше. Возвращаться в деревню не хо телось — засмеют. Возле него остановился моложавый мужчина в солдатской гимнастерке без погон, в лихо посаженной на густую ше велюру офицерской фуражке и вещ мешком за плечами. Тогда немало было не старых еще, но уже с поседевшими висками демобилизованных из армии, возвращавшихся по домам. • , — Чего пригорюнился? Беда стряс лась? — спросил он. Увидев доброжелательный взгляд не знакомца, Михаил разоткровенничался: — Уехать не могу — билетов нет. А мне в институт надо. Хочу инженером стать. — Инженером, говоришь? Толковое дело выбрал. В том конце состава наш брат целый вагон оккупировал. Давай туда, подвезут. В НИВИТе — нынешнем институте инженеров железнодорожного транспор та, выдержав большой конкурс (двенад цать человек на место!), Немилостивых учился легко и уверенно. Через шесть лет с группой молодых специалистов, окончивших факультет «Мосты и тон нели», получил направление в Красно ярск. Стройки, через которые он прошел, закалили молодого инженера, отточили его пытливый ум. Диссертация «Иссле дование нарушенных скальных пород при строительстве подземных сооруже- у ний» получила высокую оценку специа листов. Начав с начальника смены, он вырос до главного инженера большой стройки, затем работал заместителем директора по капитальному строитель ству на крупном заводе. Здесь его и за стал вызов начальника управления «Главтоннельметростроя» Ю. А. Коше лева. В главке его ждали. Кошелев встретил Михаила Михайловича радушно: — Садись. Есть два интересных места. Мы начинаем строить метро в ГорБком и Новосибирске. Такие, как ты, нам
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2