Сибирские огни, 1981, № 10

В НОВОСИБИРСК ПРИШЛО МЕТРО 123 ным архитекторам. Не стали исключе­ нием и сибиряки, творческие работники проектных институтов Новосибирска Кривогорницын, Денисова, Ершова, Анто­ нов, Карпус, Бородкин, Питерский, Ага­ фонов. Главное архитектурно-планиро­ вочное управление поставило перед ни­ ми сложную задачу: при минимальном использовании выразительных средств создать помещения вестибюлей, плат­ формы, лестничные марши, максималь­ но выражающие сибирский колорит, красоту нашего края. Каждый из поже­ лавших попробовать свои силы в боль­ шом творческом поиске никогда не был связан с метростроением, не занимался художественным оформлением его под­ земных залов. Можно сказать, что в данном случае все они были дилетанта­ ми. И все же велик был соблазн оста­ вить по себе добрую память потомкам. На предварительные просмотры в Но­ восибирск приезжали главный архитек­ тор института «Метрогипротранс» А. Ф. Стрелков и его заместитель Ю. В. Вдо­ вин. Советы и замечания этих автори­ тетных художников-оформителей бес­ спорно помогали сибирякам. Но эпизоди­ ческие наезды даже очень известных консультантов не могли решить пробле­ му проектирования крупных подземных транспортных сооружений. * * * Директор «Метрогипротранса» А. С. Луговцов заметил: — Вся страна строит метрополитены в утвержденных конструкциях. Они про­ считаны, испытаны временем, экономич­ ны и надежны в эксплуатации. Поэто­ му новосибирцам не стоит так быстро отказываться от хорошо продуманного старого. Неудача не обескуражила сибиряков. В практике метростроения всегда суще­ ствовал временной промежуток в не­ сколько лет между организацией проект­ ного института и созданием строительно­ го подразделения, претворяющего в жи­ знь проекты и планы. Нужны годы,— чтобы окончательно сложился коллек­ тив, имеющий ярко выраженный собст­ венный творческий почерк. ВНовосибир­ ске же между созданием института «Но- восибметропроект» и организацией пер­ вого участка тоннельного отряда № 2 (в 1979 году еще считавшимся при тресте «Ташметрострой») не прошло и месяца. Сибирские зодчие учли и строгий наказ о всемерной экономии. Как же удиви­ лась все причастные к созданию техни­ ческого проекта и в Москве, и в Новоси­ бирске, когда экспертиза Госстроя доба вила полтора миллиона рублей на архи­ тектуру станций метрополитена! Получив технический проект и изу чив отмеченные в нем ошибки, руковод ство института совместно с юрисполко мом объявили конкурс на лучший про ект станций. К его участию привлекли известных зодчих Москвы, Ленинграда, Минска, имеющих опыт проектирова­ ния метро. Не сложили оружия и ново­ сибирские архитекторы и художники. Спустя некоторое время конкурсное жюри рассмотрело тридцать шесть про­ ектов восьми станций: первой —Ленин­ ской и двух станций Кировской линий метрополитена. Двенадцать из них полу­ чили поощрительные премии. Среди удостоенных наград высокую оценку получили три проекта сибиряков—стан­ ции Октябрьская (автор Лариса Нечае­ ва), Красный проспект (авторы В. В. Питерский и В, Г. Козляев) и Сибир­ ская (авторы А. В. Бондаренко и В. М. Голямов). Главное архитектурногплани- ровочное управление города рекомендо­ вало институту «Новосибметропроект» в основу разработки технических черте­ жей будущих станций положить ото­ бранные конкурсные материалы. О художественном решении станций и сегодня еще идет много споров. Как добиться, чтобы строительство было экономичным и в то же время вырази­ тельным, чтобы внешний облик вести­ бюлей отражал нашу эпоху и само на­ звание станций. Оригинальное решение в этом смысле нашла архитектор Л. Нечаева. Образ ре­ волюционной Сибири она очень точно передала через ставший символом на­ шего города факел. Капители колонн на станции Октябрьская будут изображены в виде факелов. Фон залу создаст крас­ но-бордовый гранит и мрамор, которы­ ми предполагается облицевать стены. Никаких панно, фресок, росписей! Вся­ кое другое художественное дополнение стало бы излишеством, нарушило автор­ ский замысел. Интересен и проект В. В. Питерского и В. Г. Козляева. В довольно трудное по­ ложение поставило авторов название станции — Красный проспект. Какой смысл заложен в первом слове? Связан­ ный с революцией? Или название идет от цвета определенной части зданий? А в старославянском это значило и пре­ красный, красивый. От выбора одного из значений во многом зависел будущий образ. Авторы проекта посмотрели на одну из главных улиц города глазами современников. Так на подвесном потол­ ке станции Красный проспект легла лег­ кая складка, выразившая протяжен­ ность и стремительность магистрали. Удачно найденная деталь стала решаю­ щей. Но если оригинальность и простота по­ могли в этих случаях художникам ску­ пыми штрихами создать глубокий образ, то в проектах других станций раскрыть темы с помощью выразительных средств пока не удалось. До конца не определена, например, архитектура станции Сибирская. Ее предполагается сделать ключевой для всего метрополи­ тена. А выразить однозначно образ Си­ бири очень сложно. Сибирь сегодня — это не только тайга и полноводные реки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2