Сибирские огни, 1981, № 10
В НОВОСИБИРСК ПРИШЛО МЕТРО 123 ным архитекторам. Не стали исключе нием и сибиряки, творческие работники проектных институтов Новосибирска Кривогорницын, Денисова, Ершова, Анто нов, Карпус, Бородкин, Питерский, Ага фонов. Главное архитектурно-планиро вочное управление поставило перед ни ми сложную задачу: при минимальном использовании выразительных средств создать помещения вестибюлей, плат формы, лестничные марши, максималь но выражающие сибирский колорит, красоту нашего края. Каждый из поже лавших попробовать свои силы в боль шом творческом поиске никогда не был связан с метростроением, не занимался художественным оформлением его под земных залов. Можно сказать, что в данном случае все они были дилетанта ми. И все же велик был соблазн оста вить по себе добрую память потомкам. На предварительные просмотры в Но восибирск приезжали главный архитек тор института «Метрогипротранс» А. Ф. Стрелков и его заместитель Ю. В. Вдо вин. Советы и замечания этих автори тетных художников-оформителей бес спорно помогали сибирякам. Но эпизоди ческие наезды даже очень известных консультантов не могли решить пробле му проектирования крупных подземных транспортных сооружений. * * * Директор «Метрогипротранса» А. С. Луговцов заметил: — Вся страна строит метрополитены в утвержденных конструкциях. Они про считаны, испытаны временем, экономич ны и надежны в эксплуатации. Поэто му новосибирцам не стоит так быстро отказываться от хорошо продуманного старого. Неудача не обескуражила сибиряков. В практике метростроения всегда суще ствовал временной промежуток в не сколько лет между организацией проект ного института и созданием строительно го подразделения, претворяющего в жи знь проекты и планы. Нужны годы,— чтобы окончательно сложился коллек тив, имеющий ярко выраженный собст венный творческий почерк. ВНовосибир ске же между созданием института «Но- восибметропроект» и организацией пер вого участка тоннельного отряда № 2 (в 1979 году еще считавшимся при тресте «Ташметрострой») не прошло и месяца. Сибирские зодчие учли и строгий наказ о всемерной экономии. Как же удиви лась все причастные к созданию техни ческого проекта и в Москве, и в Новоси бирске, когда экспертиза Госстроя доба вила полтора миллиона рублей на архи тектуру станций метрополитена! Получив технический проект и изу чив отмеченные в нем ошибки, руковод ство института совместно с юрисполко мом объявили конкурс на лучший про ект станций. К его участию привлекли известных зодчих Москвы, Ленинграда, Минска, имеющих опыт проектирова ния метро. Не сложили оружия и ново сибирские архитекторы и художники. Спустя некоторое время конкурсное жюри рассмотрело тридцать шесть про ектов восьми станций: первой —Ленин ской и двух станций Кировской линий метрополитена. Двенадцать из них полу чили поощрительные премии. Среди удостоенных наград высокую оценку получили три проекта сибиряков—стан ции Октябрьская (автор Лариса Нечае ва), Красный проспект (авторы В. В. Питерский и В, Г. Козляев) и Сибир ская (авторы А. В. Бондаренко и В. М. Голямов). Главное архитектурногплани- ровочное управление города рекомендо вало институту «Новосибметропроект» в основу разработки технических черте жей будущих станций положить ото бранные конкурсные материалы. О художественном решении станций и сегодня еще идет много споров. Как добиться, чтобы строительство было экономичным и в то же время вырази тельным, чтобы внешний облик вести бюлей отражал нашу эпоху и само на звание станций. Оригинальное решение в этом смысле нашла архитектор Л. Нечаева. Образ ре волюционной Сибири она очень точно передала через ставший символом на шего города факел. Капители колонн на станции Октябрьская будут изображены в виде факелов. Фон залу создаст крас но-бордовый гранит и мрамор, которы ми предполагается облицевать стены. Никаких панно, фресок, росписей! Вся кое другое художественное дополнение стало бы излишеством, нарушило автор ский замысел. Интересен и проект В. В. Питерского и В. Г. Козляева. В довольно трудное по ложение поставило авторов название станции — Красный проспект. Какой смысл заложен в первом слове? Связан ный с революцией? Или название идет от цвета определенной части зданий? А в старославянском это значило и пре красный, красивый. От выбора одного из значений во многом зависел будущий образ. Авторы проекта посмотрели на одну из главных улиц города глазами современников. Так на подвесном потол ке станции Красный проспект легла лег кая складка, выразившая протяжен ность и стремительность магистрали. Удачно найденная деталь стала решаю щей. Но если оригинальность и простота по могли в этих случаях художникам ску пыми штрихами создать глубокий образ, то в проектах других станций раскрыть темы с помощью выразительных средств пока не удалось. До конца не определена, например, архитектура станции Сибирская. Ее предполагается сделать ключевой для всего метрополи тена. А выразить однозначно образ Си бири очень сложно. Сибирь сегодня — это не только тайга и полноводные реки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2