Сибирские огни, 1981, № 10

122 ВАСИЛИИ ШУГАЕВ другие инстанции, чтобы получить раз­ решение на выполнение проектных ра­ бот по метрополитену. Одно из самых , представительных в этой области уч­ реждений — институт «Метрогипро- транс» в принципе дал согласие на изго­ товление технического проекта, но по­ ставил условие: — ТЭО мы сделаем заново. Претензий к вашему технико-экономическому обос­ нованию у нас нет, но документация имеет штамп «Новосибгражданпроекта», а мы всю ее выпускаем сами. Таков по­ рядок. Пришлось дать согласие. Головная проектная организация по­ ручила выполнить ТЭО бакинскому ин­ ституту «Метропроект». И новосибирское метро, и сам город многое потеряли от такого решения. Наши специалисты-тон­ нельщики Ю. Г. Самочернов и А. К.- Поправко пытались помешать этому, но не смогли. Бесспорно, у бакинских инже- неров-проектировщиков опыта, может, и больше, но живут-то они в Азербайджа­ не и работу выполняли не для себя, а, как говорится, «для дяди». Нового в ТЭО они, по существу, ничего не внесли. 24 апреля 1975 года Совет Министров РСФСР утвердил технико-экономиче­ ское обоснование проектирования и строительства первой очереди новосибир­ ского метро. В июне «Бакметропроект» приступил к разработке технического проекта, и через три года заказ новоси­ бирцев выполнил. В комплексной схеме новосибирцев было несколько решений по пересече­ нию Оби. Рассматривались три вариан­ та: тоннель под руслом реки, использо­ вание коммунального моста после опре­ деленной реконструкции и крытая гале­ рея рядом с существующим мостом. В жарких спорах было сломано немало копий. По мнению специалистов наиболее вы­ годным и экономически, и по условиям производства работ считался первы^ ва­ риант. Но геологическое строение русла Оби оказалось очень сложным. В верх­ них его слоях располагаются глинистые и галечные пазухи. Тоннель мелкого за­ ложения при такой структуре почвы по­ строить несложно, но где взять гидро­ изоляцию, которая надежно уберегла бы все сооружения от воды? Несколькими метрами ниже пазух идут граниты, и тоннель можно вести только под ними. Тогда бы он ушел на очень большую глубину и обошелся слишком дорого. Пришлось от тоннеля под Обью отка­ заться. Оставалось два варианта — реконст­ рукция и совмещение коммунального моста с линией метрополитена и отдель­ ный мост специально для поездов метро. Против первого дружно встала архи­ тектурная общественность города. Суще­ ствующий мост, заявили архитекторы, один из красивейших в Сибири, и его ни в коем случае нельзя портить. Так было решено строить метромост. Выполнить его проект поручили ле­ нинградскому институту «Ленгипро- трансмост». Работами руководил Сергей Викторович Цыганков. Сегодня сооруже­ ние моста идет полным ходом. Строи­ тельство ведет коллектив мостоотряда СУ-38. Мост будет представлять собою трехкилометровый железобетонный ко­ роб диаметром шесть метров. Конструк­ ция его уникальна. Суровые сибирские условия вынудили инженеров-проекти- ровщиков создать именно такой мост. Он обеспечит бесперебойное движение сорока пар поездов в час в любую пого­ ду с интервалом на остановках полторы минуты. Неповторимость новосибирского мет­ рополитена и в неглубоком заложении его станций. Это позволяет вести строи­ тельство большей их части открытым способом. Все входы на станции будут совмещены с городскими подземными переходами. В других городах такое сов­ мещение является нормальным, эконо­ мически обоснованным решением. У проектировщиков же института «Но- восибметропроект», созданного в марте 1979 года распоряжением Министерства транспортного строительства СССР, та­ кое решение вызвало совершенно обо­ снованную тревогу. Вспомним подземные переходы под улицей Карла Маркса. Зимой там пре­ восходные ледяные катушки. Потому-то и пользуются пешеходы ими неохотно. Для подземных переходов, совмещен­ ных со станциями метро, предполагает­ ся подогрев полов, что полностью ис­ ключит наледь. Для сдерживания холод­ ных масс воздуха перед входами запла­ нировано строительство стеклянных па­ вильонов. Однако в ряде случаев такие павильоны нарушат сложившийся ар­ хитектурный ансамбль. По примеру дру­ гих городов решено на площади Ленина входы в станцию встроить в здания Высшей партийной школы, Дома книги, исполкома городского Совета и истори­ ческого музея. Встроенные в жилые до­ ма входы будет иметь станция Площадь Калинина. Так же решаются входы в не­ которые другие станции. Судьба все-таки благоволила сибиря­ кам. Она преподнесла им не только мно­ жество проблем, связанных со строи­ тельством метро, но и сделала поистине щедрый подарок. Как показали инже­ нерно-геологические изыскания, почвы под городом оказались самыми благо­ приятными для проходки тоннелей. Грунты в основном "слагаются из супе­ сей, суглинков, по просадочности отно­ сятся к первой категории, то есть вы­ держивают очень большие нагрузки. Грунтовые воды залегают на большой глубине, что дает большую экономию на отказе от строительства специальных водопонижающих сооружений. А сухой котлован — голубая мечта любого строителя. Обычно разработку архитектурных ре­ шений будущих станций поручают мест

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2