Сибирские огни, 1981, № 10
121 В НОВОСИБИРСК ПРИШЛО МЕТРО вариант. Расходы по нему были на 150 миллионов рублей ниже, чем по самому дорогостоящему первому варианту. Он оказался значительно выгоднее и двух других. Начались проработки схем движения поездов под землей. Их родилось около десятка. Они помогли выявить основные направления маршрутов. Но, прежде чем их утвердить, провели эксперимент. Пригласили двадцать техников и дали им задание: вот вам схемы, выберите наиболее удобный путь и вид транспор та из одного района в другой, к приме ру, от центра до остановки «Башня» на левобережье Оби. Каждый «курьер» ра ботал в одном из четырех вариантов. В поездке на каждом виде транспорта, указанном в выбранном варианте, он суммировал время, затраченное от оста новки до остановки по всему маршруту. Такие поездки по всем вариантам про вели из двухсот точек города. Их оцени ли по времени, учли напряженность пассажиропотоков. На основании обширного цифрового материала, расчетов, специальных таб лиц рождались будущие трассы Новоси бирского метро. Этот день коллектив группы В. Я. Бо рисовского отметил как начало широко го общественного признания своего мно голетнего труда. 15 февраля 1971 года в зале заседаний горисполкома депутаты рассмотрели проект комплексной схемы перспективного развития всех видов го родского пассажирского транспорта в Новосибирске на 1970—2000 годы. Несмотря на резкие выступления мно гих архитекторов против установленной численности населения города, большин ством голосов проект был принят. Чашу весов перевесила горячая защита проек та представителями Сибирского отделе ния Академии наук СССР, которые сразу увидели в докладе Борисовского стройную и логичную систему расчета. Месяц спустя комплексную схему рассмотрел и утвердил исполком област ного Совета. А еще через полгода в Но восибирск пришло заключение Государ ственной плановой комиссии РСФСР, в котором говорилось: «По результатам рассмотрения комп лексной схемы динамика роста населе ния Новосибирска на расчетные сроки 1975_1980—2000 гг. соответственно 1250, 1400, 1800 тысяч человек увязывается с достигнутой в настоящее время (шел сентябрь 1971 года.— В. Ш.) численно стью населения города — 1179 тысяч че ловек, подтверждается демографически ми расчетами и может быть согласована на конец прогнозируемого периода в ко личестве 1800—1850 тысяч человек. ...Корректировку Генерального плана города на новую расчетную численность населения и комплексной транспортной схемы на указанный период выполнить в увязке с разрабатываемой в настоящее время схемой развития Новосибирской агломерации к началу следующего пя тилетия. ...Исходя из этого, Госплан РСФСР считает правильным вывод схемы, под твержденный экспертизой, о необходи мости создания в Новосибирске вне- уличного скоростного пассажирского транспорта. Наиболее экономичным из всех рассмотренных в схеме видов ско ростного пассажирского транспорта и единственно возможным, по специфиче ским условиям города, является метро политен. Считаем целесообразным при ступить в 1972—1973 годах к проектно изыскательским работам по сооружению первой очереди метрополитена». И, наконец, еще через шесть месяцев в Новосибирск приехала представитель ная комиссия Госплана СССР во главе с доктором технических наук К. Ю. Ска- ловым для проведения экспертизы на месте будущей стройки. Комиссия убе дилась в правильности сделанных вы водов, и комплексная схема в целом по лучила одобрение. Мысль о скоростном трамвае была окончательно отвергнута. Так завершился первый этап подго товки к строительству метро в Новоси бирске. На это понадобилось десять лет. За эти годы отдел транспортных проб лем института «Новосибгражданпроект» создал проект комплексной схемы пер спективного развития всех видов город ского пассажирского транспорта, кото рый состоял из 12 томов пояснительной записки, 25 томов приложений, 77 карто схем, диаграмм, картограмм и 330 томов материалов обследования. * * * * Перефразируя известное изречение, скажем так: «От готового решения до его рализации — один шаг». Но порой шаг этот отодвигается на годы, ибо скоро только сказка сказывается... Утверждение комплексной схемы прошло успешно и в Госстрое, и в Гос плане СССР. С учетом замечаний чле нов экспертной комиссии группа Бори совского заново произвела корректиров ку, исправила слабые места в генераль ной схеме метрополитена. По решению горисполкома были проведены геологи ческие изыскания в местах расположе ния будущих станций, топографическая съемка. Окончательно определилась пер вая очередь метрополитена с восемью пусковыми станциями — Гагаринской, Красным проспектом, Площадью Лени на, Октябрьской, Речным вокзалом, Спортивной, Студенческой, Площадью Карла Маркса и двумя станциями Ки ровской линии — Сибирской и Вокзаль ной. Председатель горисполкома Иван Пав лович Севастьянов срочно выехал в Мо скву. Предстояло пройти многочислен ные проектные организации столицы и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2