Сибирские огни, 1981, № 10

121 В НОВОСИБИРСК ПРИШЛО МЕТРО вариант. Расходы по нему были на 150 миллионов рублей ниже, чем по самому дорогостоящему первому варианту. Он оказался значительно выгоднее и двух других. Начались проработки схем движения поездов под землей. Их родилось около десятка. Они помогли выявить основные направления маршрутов. Но, прежде чем их утвердить, провели эксперимент. Пригласили двадцать техников и дали им задание: вот вам схемы, выберите наиболее удобный путь и вид транспор­ та из одного района в другой, к приме­ ру, от центра до остановки «Башня» на левобережье Оби. Каждый «курьер» ра­ ботал в одном из четырех вариантов. В поездке на каждом виде транспорта, указанном в выбранном варианте, он суммировал время, затраченное от оста­ новки до остановки по всему маршруту. Такие поездки по всем вариантам про­ вели из двухсот точек города. Их оцени­ ли по времени, учли напряженность пассажиропотоков. На основании обширного цифрового материала, расчетов, специальных таб­ лиц рождались будущие трассы Новоси­ бирского метро. Этот день коллектив группы В. Я. Бо­ рисовского отметил как начало широко­ го общественного признания своего мно­ голетнего труда. 15 февраля 1971 года в зале заседаний горисполкома депутаты рассмотрели проект комплексной схемы перспективного развития всех видов го­ родского пассажирского транспорта в Новосибирске на 1970—2000 годы. Несмотря на резкие выступления мно­ гих архитекторов против установленной численности населения города, большин­ ством голосов проект был принят. Чашу весов перевесила горячая защита проек­ та представителями Сибирского отделе­ ния Академии наук СССР, которые сразу увидели в докладе Борисовского стройную и логичную систему расчета. Месяц спустя комплексную схему рассмотрел и утвердил исполком област­ ного Совета. А еще через полгода в Но­ восибирск пришло заключение Государ­ ственной плановой комиссии РСФСР, в котором говорилось: «По результатам рассмотрения комп­ лексной схемы динамика роста населе­ ния Новосибирска на расчетные сроки 1975_1980—2000 гг. соответственно 1250, 1400, 1800 тысяч человек увязывается с достигнутой в настоящее время (шел сентябрь 1971 года.— В. Ш.) численно­ стью населения города — 1179 тысяч че­ ловек, подтверждается демографически­ ми расчетами и может быть согласована на конец прогнозируемого периода в ко­ личестве 1800—1850 тысяч человек. ...Корректировку Генерального плана города на новую расчетную численность населения и комплексной транспортной схемы на указанный период выполнить в увязке с разрабатываемой в настоящее время схемой развития Новосибирской агломерации к началу следующего пя­ тилетия. ...Исходя из этого, Госплан РСФСР считает правильным вывод схемы, под­ твержденный экспертизой, о необходи­ мости создания в Новосибирске вне- уличного скоростного пассажирского транспорта. Наиболее экономичным из всех рассмотренных в схеме видов ско­ ростного пассажирского транспорта и единственно возможным, по специфиче­ ским условиям города, является метро­ политен. Считаем целесообразным при­ ступить в 1972—1973 годах к проектно­ изыскательским работам по сооружению первой очереди метрополитена». И, наконец, еще через шесть месяцев в Новосибирск приехала представитель­ ная комиссия Госплана СССР во главе с доктором технических наук К. Ю. Ска- ловым для проведения экспертизы на месте будущей стройки. Комиссия убе­ дилась в правильности сделанных вы­ водов, и комплексная схема в целом по­ лучила одобрение. Мысль о скоростном трамвае была окончательно отвергнута. Так завершился первый этап подго­ товки к строительству метро в Новоси­ бирске. На это понадобилось десять лет. За эти годы отдел транспортных проб­ лем института «Новосибгражданпроект» создал проект комплексной схемы пер­ спективного развития всех видов город­ ского пассажирского транспорта, кото­ рый состоял из 12 томов пояснительной записки, 25 томов приложений, 77 карто­ схем, диаграмм, картограмм и 330 томов материалов обследования. * * * * Перефразируя известное изречение, скажем так: «От готового решения до его рализации — один шаг». Но порой шаг этот отодвигается на годы, ибо скоро только сказка сказывается... Утверждение комплексной схемы прошло успешно и в Госстрое, и в Гос­ плане СССР. С учетом замечаний чле­ нов экспертной комиссии группа Бори­ совского заново произвела корректиров­ ку, исправила слабые места в генераль­ ной схеме метрополитена. По решению горисполкома были проведены геологи­ ческие изыскания в местах расположе­ ния будущих станций, топографическая съемка. Окончательно определилась пер­ вая очередь метрополитена с восемью пусковыми станциями — Гагаринской, Красным проспектом, Площадью Лени­ на, Октябрьской, Речным вокзалом, Спортивной, Студенческой, Площадью Карла Маркса и двумя станциями Ки­ ровской линии — Сибирской и Вокзаль­ ной. Председатель горисполкома Иван Пав­ лович Севастьянов срочно выехал в Мо­ скву. Предстояло пройти многочислен­ ные проектные организации столицы и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2