Сибирские огни, 1981, № 10

120 ВАСИЛИИ ШУГАЕВ утверждении Генерального плана про­ изошел казус, к сожалению, никем из членов экспертной комиссии не замечен­ ный: миллион триста тысяч механиче­ ски перенесли на двухтысячный год, тем самым окончательно установив возмож­ ный рост численности населения города до конца XX века со всеми вытекаю­ щими отсюда последствиями экономи­ ческого развития Новосибирска и об­ ласти. Узнав это, сотрудники отдела транс­ портных проблем всполощились. Как так?! Во-первых, под подобный показа­ тель денег на строительство метро ник­ то не даст. А во-вторых, миллион триста тысяч жителей будет в Новосибирске гораздо раньше! За метро нужно было бороться. Пред­ стояло доказать неправомерность уста­ новления такой численности населения, а затем вывести свой показатель, более объективный. В их затею никто не поверил. Многие специалисты стояли за уже определен­ ную численность. Среди них были все члены мастерской Генерального плана во главе с Л. Н. Михалёвым. «Раз Гос­ план утвердил документ, — говорили они, — значит, так и есть. В соответст­ вии с этим и нужно планировать разви­ тие промышленности, рост производи­ тельности труда, решать другие социаль­ ные, задачи». Выражая свое несогласие, «транспорт­ ники» вышли из состава мастерской. Но и в своем институте они нашли мало союзников. В подобной ситуации очень важно быть уверенным в правоте свое­ го дела. Уверенным не по интуиции, а на основе научных данных. Такая уве­ ренность у В. Я. Борисовского была. Он руководствовался цифрами, полученны­ ми в результате обследования рассе­ ления новосибирцев, результатами ана­ лиза, собственным немалым опытом. Его группа, например, запросив домаш­ ние адреса около четырехсот тысяч го­ рожан с различных предприятий Ново­ сибирска, получила данные роста чис­ ленности кадров и прогнозы до 1975 и 1980 годов. А управленческий аппарат этих заводов и фабрик имел годами от­ лаженные и проверенные временем си­ стемы определения численности произ­ водственных коллективов. Первая же приброска показала, что численность кадров, полученная по дан­ ным ' промышленных предприятий, в полтора раза выше, чем заложенная в Генеральном плане. Это сразу насторо­ жило «транспортников». При более тща­ тельном изучении главного документа города обнаружилось, что в нем не учтено более ста предприятий, много учебных и проектных институтов. Группа Борисовского в который раз засела за анализ материалов. Снова и снова, в мельчайших деталях, проверя­ лись все организации города. И тут еще одна неожиданность. Вот что рассказы­ вает об этом сам Вячеслав Яковлевич: — Это открытие повергло меня в изумление. В любом городе налажен строгий учет жителей. Но когда мы ре­ шили установить, сколько же организа­ ций в Новосибирске, получить их харак­ теристики, найти такой перечень оказа­ лось невозможно. Как потом выясни­ лось, таКая же картина и во многих дру­ гих городах. Индивидуального учета предприятий и организаций, не говоря уже о централизованном, в масштабе всей страны, у нас нет. В Новосибирске и сейчас не существует такого органа, который мог бы точно сказать, сколько в городе на сегодняшний день пред-, приятий, трестов, контор, институтов, филиалов, различных учреждений. Ко­ личество предприятий по каждой отрас­ ли в отдельности узнать можно, а вот сводные данные получить практически очень трудно. «Транспортникам» пришлось немало потрудиться, чтобы составить перечень всех предприятий и учреждений города, в который вошли и незаслуженно забы­ тые многочисленные мелкие конторы, мастерские, различные филиалы. По уз­ нанным адресам разлетелись запросы о численности работающих. Когда же все цифры свели в так называемую градо­ образующую численность трудящихся, она оказалась гораздо больше обозна­ ченной в Генеральном плане и рассчи­ танной на перспективу. Чтобы убедиться в правильности полу­ ченных результатов, обратились к де­ мографии. С помощью ее методик прове­ ли на ЭВМ расчеты численности населе­ ния с 1967 по 2000 год. Учитывали за каждый год количество родившихся, умерших, приезжающих, отъезжаю­ щих... Новая система расчета подтвер­ дила: к двухтысячному году в Новоси­ бирске ожидается численность населе­ ния, равная 1800 тысяч человек. В конце концов «транспортники» от­ воевали право на продолжение разработ­ ки второй комплексной схемы развития всех видов городского транспорта до двухтысячного года с включением ме­ трополитена. В короткий срок группа Борисовского выдала проектные решения, в которых обосновала возможность развития го­ родского транспорта в четырех вариан­ тах. В первом предполагалось развитие травмайного и троллейбусного сообще­ ния в сочетании с железнодорожным— пригородным; во втором —всех уличных видов транспорта со скоростным трам­ ваем и железнодорожным; в третьем — всех тех же видов транспорта плюс метрополитен и в четвертом — сочета­ ние уличных видов транспорта (без ско­ ростного трамвая) с метрополитеном. При определении затрат учитывались размеры капиталовложений, эксплуата­ ционных расходов и стоимость затрат времени на передвижение населения го­ рода. В результате получились любо­ пытные выкладки, из которых следова­ ло, что наиболее экономичен четвертый

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2