Сибирские огни, 1981, № 10
120 ВАСИЛИИ ШУГАЕВ утверждении Генерального плана про изошел казус, к сожалению, никем из членов экспертной комиссии не замечен ный: миллион триста тысяч механиче ски перенесли на двухтысячный год, тем самым окончательно установив возмож ный рост численности населения города до конца XX века со всеми вытекаю щими отсюда последствиями экономи ческого развития Новосибирска и об ласти. Узнав это, сотрудники отдела транс портных проблем всполощились. Как так?! Во-первых, под подобный показа тель денег на строительство метро ник то не даст. А во-вторых, миллион триста тысяч жителей будет в Новосибирске гораздо раньше! За метро нужно было бороться. Пред стояло доказать неправомерность уста новления такой численности населения, а затем вывести свой показатель, более объективный. В их затею никто не поверил. Многие специалисты стояли за уже определен ную численность. Среди них были все члены мастерской Генерального плана во главе с Л. Н. Михалёвым. «Раз Гос план утвердил документ, — говорили они, — значит, так и есть. В соответст вии с этим и нужно планировать разви тие промышленности, рост производи тельности труда, решать другие социаль ные, задачи». Выражая свое несогласие, «транспорт ники» вышли из состава мастерской. Но и в своем институте они нашли мало союзников. В подобной ситуации очень важно быть уверенным в правоте свое го дела. Уверенным не по интуиции, а на основе научных данных. Такая уве ренность у В. Я. Борисовского была. Он руководствовался цифрами, полученны ми в результате обследования рассе ления новосибирцев, результатами ана лиза, собственным немалым опытом. Его группа, например, запросив домаш ние адреса около четырехсот тысяч го рожан с различных предприятий Ново сибирска, получила данные роста чис ленности кадров и прогнозы до 1975 и 1980 годов. А управленческий аппарат этих заводов и фабрик имел годами от лаженные и проверенные временем си стемы определения численности произ водственных коллективов. Первая же приброска показала, что численность кадров, полученная по дан ным ' промышленных предприятий, в полтора раза выше, чем заложенная в Генеральном плане. Это сразу насторо жило «транспортников». При более тща тельном изучении главного документа города обнаружилось, что в нем не учтено более ста предприятий, много учебных и проектных институтов. Группа Борисовского в который раз засела за анализ материалов. Снова и снова, в мельчайших деталях, проверя лись все организации города. И тут еще одна неожиданность. Вот что рассказы вает об этом сам Вячеслав Яковлевич: — Это открытие повергло меня в изумление. В любом городе налажен строгий учет жителей. Но когда мы ре шили установить, сколько же организа ций в Новосибирске, получить их харак теристики, найти такой перечень оказа лось невозможно. Как потом выясни лось, таКая же картина и во многих дру гих городах. Индивидуального учета предприятий и организаций, не говоря уже о централизованном, в масштабе всей страны, у нас нет. В Новосибирске и сейчас не существует такого органа, который мог бы точно сказать, сколько в городе на сегодняшний день пред-, приятий, трестов, контор, институтов, филиалов, различных учреждений. Ко личество предприятий по каждой отрас ли в отдельности узнать можно, а вот сводные данные получить практически очень трудно. «Транспортникам» пришлось немало потрудиться, чтобы составить перечень всех предприятий и учреждений города, в который вошли и незаслуженно забы тые многочисленные мелкие конторы, мастерские, различные филиалы. По уз нанным адресам разлетелись запросы о численности работающих. Когда же все цифры свели в так называемую градо образующую численность трудящихся, она оказалась гораздо больше обозна ченной в Генеральном плане и рассчи танной на перспективу. Чтобы убедиться в правильности полу ченных результатов, обратились к де мографии. С помощью ее методик прове ли на ЭВМ расчеты численности населе ния с 1967 по 2000 год. Учитывали за каждый год количество родившихся, умерших, приезжающих, отъезжаю щих... Новая система расчета подтвер дила: к двухтысячному году в Новоси бирске ожидается численность населе ния, равная 1800 тысяч человек. В конце концов «транспортники» от воевали право на продолжение разработ ки второй комплексной схемы развития всех видов городского транспорта до двухтысячного года с включением ме трополитена. В короткий срок группа Борисовского выдала проектные решения, в которых обосновала возможность развития го родского транспорта в четырех вариан тах. В первом предполагалось развитие травмайного и троллейбусного сообще ния в сочетании с железнодорожным— пригородным; во втором —всех уличных видов транспорта со скоростным трам ваем и железнодорожным; в третьем — всех тех же видов транспорта плюс метрополитен и в четвертом — сочета ние уличных видов транспорта (без ско ростного трамвая) с метрополитеном. При определении затрат учитывались размеры капиталовложений, эксплуата ционных расходов и стоимость затрат времени на передвижение населения го рода. В результате получились любо пытные выкладки, из которых следова ло, что наиболее экономичен четвертый
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2