Сибирские огни, 1981, № 10
118 В А С И Л И И Ш У Г А Е В ние предусмотреть в ТЭО строительство одного из скоростных видов транспорта. Выбор был невелик. Между собой кон курировали скоростной трамвай и по езда метрополитена. Проектировщики, предварительно вы яснив в общих чертах технические воз можности обоих вариантов, останови лись на последнем. Но для обоснования решения данных явно не хватало. И вот специалисты «Новосибгражданпро- екта» отправились в Москву, чтобы из первых рук получить информацию о строительстве советских метрополите нов. Где только не побывали новосибирцы! Вдоль и поперек исхожены коридоры и кабинеты НИИ, градостроительства «Моспроекта» и других учреждений. Изучена, по меньшей мере, тонна раз личных документов. Но чем больше ма териала проходило через их руки, тем отчетливее они понимали: город к строительству метро не готов. С этим неутешительным выводом и вернулись домой. Однако время, потраченное на дли тельную командировку, не пропало да ром. Теперь сибирские градостроители четко знали, какими путями идти к на меченной цели. И первое, что они сдела ли, — внесли в Генеральный план раз дел «Строительство метрополитена». Правда, обоснование его было пока ма лоубедительным, тем не менее в Граж- данстрое и других учреждениях доку мент утвердили. Не беда, что в нем не говорилось ни о начале строительства, ни о направлении трасс. Все рассматри валось предварительно. Однако новоси бирцы добились главного: специалисты самого высокого . уровня подтвердили, что городу уже в самом ближайшем бу дущем необходим скоростной вид транс порта, и это было официально закреп лено. Предстояло выполнить значительный объем научной и исследовательской ра боты, чтобы осуществить идеи партий ных и хозяйственных руководителей го рода, инженеров и архитекторов, зало женные в Генеральном плане. А город между тем продолжал расти. К 1967 году протяженность его улцц увеличилась еще на десятки километров. Заметно вырос поток грузовых и легко вых автомобилей. У въездов на комму нальный мост да и на нем самом ча стенько возникали пробки. Стало тесно на магистралях трамваям, троллейбу сам, автобусам. Количество их на мно гочисленных городских маршрутах год от года возрастало, а пассажирам дале ко не всегда удавалось добраться в нуж ный район к нужному часу, особенно в часы пик. Транспортная проблема заяв ляла о себе все громче. Городские и об ластные организации активно приня лись за ее решение. При «Новосибгражданпроекте» созда ли специальную группу по проектирова нию комплексной схемы транспорта. Началась большая черновая работа. Предстояло изучить расселение трудя щихся Новосибирска, перемещение жи телей в пределах городской черты, ин тенсивность движения общественного транспорта, обнаружить наиболее за груженные участки. Обработка получен ных данных сразу выявила узкое место на городских магистралях. В прямом и переносном смысле им оказался комму нальный мост. Матерхг ,іы исследований показали и другое: выходить в Госплан и Совет Министров с предложением о строительстве метрополитена рановато. Так в первой комплексной схеме раз вития городского транспорта места мет ро не нашлось. Надо было решать более насущные, первоочередные задачи. Как говорится, лучше синица в руки, чем журавль в небе. И создание проекта вто рого моста стало главной целью, ото двинувшей строительство метрополитена на второй план. ...Начальник отдела транспортных проблем «Новосибгражданпроекта» Вя чеслав Яковлевич Борисовский с проек том нового Димитровского коммунально го моста ожидал вызова в приемной В. А. Коробова, крупного специалиста по развитию транспорта в Госплане СССР. Настроение у Борисовского было хорошее — во всех инстанциях схемы, чертежи, технико-экономические обосно вания моста получили высокую оценку. Он полагал, что всё сведется сейчас к обычным формальностям, подписи и благословению: «В добрый путь!» Но вышло иначе. Коробов бегло посмотрел бумаги, ска зал: — Я знакомился с технической доку ментацией. В принципе проект хорош, но есть в нем слабое место. Он предназ начен только для автотранспорта и пе шеходов. Необходимо подумать, как пус тить по нему скоростной трамвай. Такого поворота Борисовский не ожи дал. Он просто не был готов к нему. По нимая, что спорить и доказывать бес смысленно, поскольку достаточно убеди тельных аргументов у него не было, он взял папку с документами и вышел из кабинета. Новосибирские проектировщики прек расно понимали, что скоростной трам вай не снимет остроты транспортной проблемы в городе и тем более никак не заменит метро, на которое они уже ос новательно нацелились. К тому же, стоимость строительства с учетом трам вая возрастала в несколько раз, а по расчетам один только мост обходился в семьдесят миллионов рублей. Кто же даст столько денег? В тот период среди специалистов-тран- спортников скоростной трамвай считал ся модным. Некоторые из них, побывав в разных европейских странах, видели такой трамвай, что называется, в деле. Преимущества его в городской транс портной сети были очевидны. Подкупа ла низкая капиталоемкость. Стоимость
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2