Сибирские огни, 1981, № 10

118 В А С И Л И И Ш У Г А Е В ние предусмотреть в ТЭО строительство одного из скоростных видов транспорта. Выбор был невелик. Между собой кон­ курировали скоростной трамвай и по­ езда метрополитена. Проектировщики, предварительно вы­ яснив в общих чертах технические воз­ можности обоих вариантов, останови­ лись на последнем. Но для обоснования решения данных явно не хватало. И вот специалисты «Новосибгражданпро- екта» отправились в Москву, чтобы из первых рук получить информацию о строительстве советских метрополите­ нов. Где только не побывали новосибирцы! Вдоль и поперек исхожены коридоры и кабинеты НИИ, градостроительства «Моспроекта» и других учреждений. Изучена, по меньшей мере, тонна раз­ личных документов. Но чем больше ма­ териала проходило через их руки, тем отчетливее они понимали: город к строительству метро не готов. С этим неутешительным выводом и вернулись домой. Однако время, потраченное на дли­ тельную командировку, не пропало да­ ром. Теперь сибирские градостроители четко знали, какими путями идти к на­ меченной цели. И первое, что они сдела­ ли, — внесли в Генеральный план раз­ дел «Строительство метрополитена». Правда, обоснование его было пока ма­ лоубедительным, тем не менее в Граж- данстрое и других учреждениях доку­ мент утвердили. Не беда, что в нем не говорилось ни о начале строительства, ни о направлении трасс. Все рассматри­ валось предварительно. Однако новоси­ бирцы добились главного: специалисты самого высокого . уровня подтвердили, что городу уже в самом ближайшем бу­ дущем необходим скоростной вид транс­ порта, и это было официально закреп­ лено. Предстояло выполнить значительный объем научной и исследовательской ра­ боты, чтобы осуществить идеи партий­ ных и хозяйственных руководителей го­ рода, инженеров и архитекторов, зало­ женные в Генеральном плане. А город между тем продолжал расти. К 1967 году протяженность его улцц увеличилась еще на десятки километров. Заметно вырос поток грузовых и легко­ вых автомобилей. У въездов на комму­ нальный мост да и на нем самом ча­ стенько возникали пробки. Стало тесно на магистралях трамваям, троллейбу­ сам, автобусам. Количество их на мно­ гочисленных городских маршрутах год от года возрастало, а пассажирам дале­ ко не всегда удавалось добраться в нуж­ ный район к нужному часу, особенно в часы пик. Транспортная проблема заяв­ ляла о себе все громче. Городские и об­ ластные организации активно приня­ лись за ее решение. При «Новосибгражданпроекте» созда­ ли специальную группу по проектирова­ нию комплексной схемы транспорта. Началась большая черновая работа. Предстояло изучить расселение трудя­ щихся Новосибирска, перемещение жи­ телей в пределах городской черты, ин­ тенсивность движения общественного транспорта, обнаружить наиболее за­ груженные участки. Обработка получен­ ных данных сразу выявила узкое место на городских магистралях. В прямом и переносном смысле им оказался комму­ нальный мост. Матерхг ,іы исследований показали и другое: выходить в Госплан и Совет Министров с предложением о строительстве метрополитена рановато. Так в первой комплексной схеме раз­ вития городского транспорта места мет­ ро не нашлось. Надо было решать более насущные, первоочередные задачи. Как говорится, лучше синица в руки, чем журавль в небе. И создание проекта вто­ рого моста стало главной целью, ото­ двинувшей строительство метрополитена на второй план. ...Начальник отдела транспортных проблем «Новосибгражданпроекта» Вя­ чеслав Яковлевич Борисовский с проек­ том нового Димитровского коммунально­ го моста ожидал вызова в приемной В. А. Коробова, крупного специалиста по развитию транспорта в Госплане СССР. Настроение у Борисовского было хорошее — во всех инстанциях схемы, чертежи, технико-экономические обосно­ вания моста получили высокую оценку. Он полагал, что всё сведется сейчас к обычным формальностям, подписи и благословению: «В добрый путь!» Но вышло иначе. Коробов бегло посмотрел бумаги, ска­ зал: — Я знакомился с технической доку­ ментацией. В принципе проект хорош, но есть в нем слабое место. Он предназ­ начен только для автотранспорта и пе­ шеходов. Необходимо подумать, как пус­ тить по нему скоростной трамвай. Такого поворота Борисовский не ожи­ дал. Он просто не был готов к нему. По­ нимая, что спорить и доказывать бес­ смысленно, поскольку достаточно убеди­ тельных аргументов у него не было, он взял папку с документами и вышел из кабинета. Новосибирские проектировщики прек­ расно понимали, что скоростной трам­ вай не снимет остроты транспортной проблемы в городе и тем более никак не заменит метро, на которое они уже ос­ новательно нацелились. К тому же, стоимость строительства с учетом трам­ вая возрастала в несколько раз, а по расчетам один только мост обходился в семьдесят миллионов рублей. Кто же даст столько денег? В тот период среди специалистов-тран- спортников скоростной трамвай считал­ ся модным. Некоторые из них, побывав в разных европейских странах, видели такой трамвай, что называется, в деле. Преимущества его в городской транс­ портной сети были очевидны. Подкупа­ ла низкая капиталоемкость. Стоимость

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2