Сибирские огни, 1981, № 9
у к н и ж н о й п о л к и 189 высоких широтах земли, где природа, поч ти нетронутая, подвергается сложным из менениям. На Север продвигаются все но вые разноплеменные пришельцы со всех концов страны. И сам поэт — такой же со временный кочевник — по воле случая ро дился в тундре, а родина его предков где- то там, далеко, «под глухими солончаками грубокованных крупных звезд», получив шая образ городка над степной рекой под названием «Токмак». Далекое, родное воспринимается поэ том как сон или символ степи: «Кучевая кочевий пыль упоенно мела за нами». Авторская ирония на самом деле скры вает мальчишеские слезы взрослого сына: «...мать моя с каждой посылкою — ябло ки, самые ранние... Можно представить, что яблок здесь нет... Но получаю — «мамины слаще!». В этом же двухчастном стихо творении, напоминающем по жанру балла ду, рассказывается и о том, как сын встре чал в аэропорту свою маму, а пилот вы нес «точно мальчишек, под мышками яб лоньки». Образ матери-яблони связан с образом родины. Мысль поэта развивается, уходя в прошлое. «Мой дед пастухом был, и ча сто, молясь на рассвете, ноздрями к вос току, что влагу дарует пескам, он бредил садами». Затем возвращается в сегодняш ний день северной земли, где «золой и подзолом лежат по борам пепелища — здоровая пища для юных голодных са дов!» «Голодные сады» -р то есть жажду щие жизни — будущие дети Земір: люди, птицы, звери, деревья, травы... Развернутая контрастная метафора рас крывает и характер самого поэта. Он, вер нее всего — поэт жажды жизни, молодо сти и силы. Правда, эта жажда и сила порою черес чур декларативна и стихийна. Можно соединить поэзию и прозу, стре миться к свободной стихии стиха, оттал киваясь от факта. Но если докопаться до1 сути, то главное ’ в поэзии не факт, а его чувствование, осмысление. Так или иначе, «назывательная, повествовательная» сти хия захватывает Н. Шамсутдинова. Не знаю, какой он художник, но пристрастие рисо вальщика отозвалось в его стихах. Он ри сует второпях стихи - портреты, бытовые сценки, «иллюстрирует» репортажи, пы тается с чужих слов восстановить картины минувшего, переработать современные ле генды и бывальщины, запечатлеть без при крас быстролетящий день. Его захлестыва ет темперамент, он иногда забывает поду мать о точности слова, мысли, наконец, конструкции стихотворения, и находки обо рачиваются потерями, к .тому же, бьет в глаза вторичность, о которой уже говори лось. - Для примера можно перечислить мно гие стихотворения сборника, но дело не в количестве, хотя надо полагать, что для первой книжки автор и его редактор вы бирали лучшее из написанного... В стихотворении «Март» активная на чальная строфа (характерная для Н. Шам сутдинова) теряет свой вес, а последую-, щие прозаические подробности разруша ют шаткую конструкцию и размывают бла гие порывы замысла. Попытаюсь, исполь зуя строки автора, пересказать вкратце стихотворение. Что же произошло, почему Витька «гонял винты»?1 «Витька сплюнул хвоинку: «Парни, — и кивнул на тайгу, — пожар!» «И взлетел вертолет, кряхтя». «Выше! — лопасти мрак месили... Над вет- шалой красой снегов шел наш «Мишка» (надо понимать, — так любя называли парни вертолет), чаруя силой, в исполин ском нимбе винтов» и т. д. А там еще «по лоснуло по штабелям», «полыхнуло в гла за лисой, изумленьем залив лицо», как в плохом фильме... Такое же назывательно-необязательное стихотворение «Сибирь», открывающее книжку: Край тяжелый такой да древний. По урманам храпят деревни. Звезд набросано, точно гривен. Рос наметано в конских гривах. Вот Сибирь! Лепота карнизов, По проселкам тележный гром, Золотые сухие избы Обмозгованы топором. Так и тянет начать: «Глубинка»... Но в осиновой желтизне Потаеннейшие глубины Открывает «глубинка» мне... Примет перечислено много, а глубины нет. И почему «Сибирь»? Так бы и назвал стихи «Глубинка». Так что, говоря словами автора, «...мож но красками взгляд увлечь и, загнавши воображенье», дать случайный образ, к Си бири — ни старой, ни современной — не относящийся. И «лепота карнизов» не спа сет. | Судя по всему, Николай Шамсутдинов пока не реализовал все свои возможно сти, не освоил простор своей души, не до верился себе до конца. Его внимание чаще заостряется на со бытиях необычных, ведь необычное всегда и сразу тревожит воображение. Иногда Николай Шамсутдинов попадает в цель, и в поэзию входит «егерская Зинка» — под жигательница. Сожгла свой собственный дом, наказала себя и отца за его «мате рое хозяйство». Или Лукьяныч — широкая душа: Встанет посветлевший разулыба, Что за ночь! — Замри и не дыши! — На Оби раскатывает рыба Лунные крутые голыши... Ничего не скажешь — буйный, свое нравный характер, яркая строфа! В числе лучших стихов сборника можно бы еще назвать «Ливень-липень», «Осень», «Рыбацкий праздник Прощания с путиной», «Лунные ночи», «Подсадная по кличке Ме довая»... В них слышится собственный го лос Николая Шамсутдинова, поэта «горя чей строки». Он, если так можно выразиться, мыслит фрагментами. Его стихи — словно кадры кинопленки. Кинематографичность мыш ления вообще накладывает свой отпечаток на творчество многих поэтов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2