Сибирские огни, 1981, № 9

188 У КНИЖНОЙ ПОЛКИ удерживается от того, чего ждет пресы­ щенный читатель, — от экзотики, более присущей расхожей литературе о Сибири, чем Сибири самой. Там, где нартовьій след к диким звездампримерз, Я не раз был исхлестанянварскою вьюгой. Обмороженный, Выживший в знойный мороз... «Дикие звезды, знойный мороз». Сурово, романтично, не правда ли? За этим ждешь чуть ли не клондайковского сюжета, а в итоге — «бее равно приезжаю на север я к другу», чтобы пойти с ним из «корена­ стого улыбчивого дома в юрту, «что по­ ныне жива на задворках деревни». Тут смущает даже не то, что чум назван юр­ тою, а то, что говорится-то о нем всуе, не по серьезному поводу. В. Нечволода интересен как раз другими, не экзотическими и не «слайдовыми» сти­ хами. Природе его дарования чужд пафос лакированного путеводителя, выдергиваю­ щего из жизни только то, что способно оживить пресыщенный взгляд заваленно­ го впечатлениями европейца. Лучшие сти­ хи В. Нечволоды, на первый взгляд, обыч­ ны, даже будничны, но детали в них такие естественные и зримые, что не могут не взволновать читателя: Девчонка не видывала яблок — Маленькая манси из тайги. На ее щеках, сгорая, зябнут Алого волнения круги. Девочка протягивает руку. Лет ей восемь или даже семь... А торговец взгляд ведет по кругу, Будто здесь и нет ее совсем. Девочка, он беден, ты уверься, Если, приезжая каждый год, Яблоко, округлое, как сердце, По цене блокадной продает. Отойдем-ка в сторону с тобою. Видишь: за поселком ветер крут. Слышишь, как заснеженной тайгою Вездеходы лето к нам везут? В кузовах рыжеют апельсины. Зеленеет сочный виноград. Шлет свои подарки Украина. Делится здоровьем Ашхабад. Трасса в ночь уходит. С боку на бок Гать качает каждый вездеход. И не спят водители: их ждет Девочка, не видевшая яблок. Здесь верно взят тон стихотворения, в нем чувствуется боль, трогательная жа­ лость к ребенку, но нет и намека на сен­ тиментальность. И поэт шире осуждения мелкого торговца. В финале стихотворения он представляет нам широкую картину на­ ступающего нового быта севера, не экзо­ тической, а реальной жизни. Особая притягательность этой книги в том, что она современна не внешней сто­ роной, но стороною внутренней, духов­ ной — близким нам отношением к Сиби­ ри, пониманием ее как своей родины, чув­ ством сыновней заботы о будущем нашего края. Поэт говорит о людях, похожих на тех, кого мы знаем и любим, на наших товари­ щей, друзей, родных. Да на кого же я похож? В толпе застынут люди рядом. Ну, право, как не подойдешь / На оклики их. добрых взглядовъ Мне день покажется светлей: Пусть обознались — ну, и что же! Простите, люди, за похожесть, Спасибо за черты друзей! НЕЛЛИ ЗАКУСИНА Николай Шамсутдинов. Выучиться ждать. Стихи. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1980. Книги, выходящие в свет в областных и зональных издательствах, как будто бы специально рассчитаны только для «регио­ нального чтения». Дальше своей округи они, как правило, не идут, грубо говоря, потребляются на месте. Большинство пишущих сХихи и прозу «далеко от Москвы», скорее, номинально участвуют в литературном процессе, и, воз­ можно, отчасти поэтому неоправданно долго происходит становление молодых писателей, даже подающих реальные на­ дежды участников Всесоюзных и прочих семинаров. Вот такие невеселые мысли возникли у меня по поводу книжки стихов Николая Шамсутдинова «Выучиться ждать» (что-то знакомое из запетой «Надежды»?) Я прочитала и хотела отложить в сторо­ ну — то мелькнет копия со стихов А. Воз­ несенского, то присвоится «фортуна» И. Шкляревского или встанет поэтика Ю. Кузнецова... Не слишком ли? И все-таки что-то остановило меня. Горя­ чая строка? Неуклюжий слог? Слова и строки, налезающие друг на друга _ столкновение, разрушение, одержимость... Вот в чем дело! Это основной ритм — ве­ сенняя капель, предвестник ледохода: Ну и грохот вломился в сон, Вздыбил ватник, дремавший втуне Так, Что вылетел, невесом, ЯВ весеннее полнолуние. Ветер в ноги упал, КустыШустро порскнули по болотам — Это Витька гонял винты Спозаранку Над вертолетом. Что же э за человек, ощущающий се­ бя на земле как в космосе, этот-то «ват­ ник, дремавший втуне»? Более того, он хочет творить поэзию так, «как пишут тя­ желые крылья по небу суровых широт». Я нашла только штрихи к биографии Ни­ колая Шамсутдинова: «Родился на факто­ рии Яр-Сале Ямало-Ненецкого националь­ ного округа. Работает художником в Сур­ гутском городском отделе культуры». В по­ следние годы он довольно часто, по ны­ нешним временам, печатается в периоди­ ке. Ранее опубликованные стихи составили в большинстве своем его первую книжку. Он пишет о северном крае, «где стройки_ в запеве, а судьбы'— в лесах», где «хватит простора на все голоса», и надеется, что и его голос не затеряется, что его услышат. Он торопится увидеть, узнать, почувство­ вать и проверить себя в общении с людь­ ми, их работой, повседневной жизнью на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2