Сибирские огни, 1981, № 9
188 У КНИЖНОЙ ПОЛКИ удерживается от того, чего ждет пресы щенный читатель, — от экзотики, более присущей расхожей литературе о Сибири, чем Сибири самой. Там, где нартовьій след к диким звездампримерз, Я не раз был исхлестанянварскою вьюгой. Обмороженный, Выживший в знойный мороз... «Дикие звезды, знойный мороз». Сурово, романтично, не правда ли? За этим ждешь чуть ли не клондайковского сюжета, а в итоге — «бее равно приезжаю на север я к другу», чтобы пойти с ним из «корена стого улыбчивого дома в юрту, «что по ныне жива на задворках деревни». Тут смущает даже не то, что чум назван юр тою, а то, что говорится-то о нем всуе, не по серьезному поводу. В. Нечволода интересен как раз другими, не экзотическими и не «слайдовыми» сти хами. Природе его дарования чужд пафос лакированного путеводителя, выдергиваю щего из жизни только то, что способно оживить пресыщенный взгляд заваленно го впечатлениями европейца. Лучшие сти хи В. Нечволоды, на первый взгляд, обыч ны, даже будничны, но детали в них такие естественные и зримые, что не могут не взволновать читателя: Девчонка не видывала яблок — Маленькая манси из тайги. На ее щеках, сгорая, зябнут Алого волнения круги. Девочка протягивает руку. Лет ей восемь или даже семь... А торговец взгляд ведет по кругу, Будто здесь и нет ее совсем. Девочка, он беден, ты уверься, Если, приезжая каждый год, Яблоко, округлое, как сердце, По цене блокадной продает. Отойдем-ка в сторону с тобою. Видишь: за поселком ветер крут. Слышишь, как заснеженной тайгою Вездеходы лето к нам везут? В кузовах рыжеют апельсины. Зеленеет сочный виноград. Шлет свои подарки Украина. Делится здоровьем Ашхабад. Трасса в ночь уходит. С боку на бок Гать качает каждый вездеход. И не спят водители: их ждет Девочка, не видевшая яблок. Здесь верно взят тон стихотворения, в нем чувствуется боль, трогательная жа лость к ребенку, но нет и намека на сен тиментальность. И поэт шире осуждения мелкого торговца. В финале стихотворения он представляет нам широкую картину на ступающего нового быта севера, не экзо тической, а реальной жизни. Особая притягательность этой книги в том, что она современна не внешней сто роной, но стороною внутренней, духов ной — близким нам отношением к Сиби ри, пониманием ее как своей родины, чув ством сыновней заботы о будущем нашего края. Поэт говорит о людях, похожих на тех, кого мы знаем и любим, на наших товари щей, друзей, родных. Да на кого же я похож? В толпе застынут люди рядом. Ну, право, как не подойдешь / На оклики их. добрых взглядовъ Мне день покажется светлей: Пусть обознались — ну, и что же! Простите, люди, за похожесть, Спасибо за черты друзей! НЕЛЛИ ЗАКУСИНА Николай Шамсутдинов. Выучиться ждать. Стихи. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1980. Книги, выходящие в свет в областных и зональных издательствах, как будто бы специально рассчитаны только для «регио нального чтения». Дальше своей округи они, как правило, не идут, грубо говоря, потребляются на месте. Большинство пишущих сХихи и прозу «далеко от Москвы», скорее, номинально участвуют в литературном процессе, и, воз можно, отчасти поэтому неоправданно долго происходит становление молодых писателей, даже подающих реальные на дежды участников Всесоюзных и прочих семинаров. Вот такие невеселые мысли возникли у меня по поводу книжки стихов Николая Шамсутдинова «Выучиться ждать» (что-то знакомое из запетой «Надежды»?) Я прочитала и хотела отложить в сторо ну — то мелькнет копия со стихов А. Воз несенского, то присвоится «фортуна» И. Шкляревского или встанет поэтика Ю. Кузнецова... Не слишком ли? И все-таки что-то остановило меня. Горя чая строка? Неуклюжий слог? Слова и строки, налезающие друг на друга _ столкновение, разрушение, одержимость... Вот в чем дело! Это основной ритм — ве сенняя капель, предвестник ледохода: Ну и грохот вломился в сон, Вздыбил ватник, дремавший втуне Так, Что вылетел, невесом, ЯВ весеннее полнолуние. Ветер в ноги упал, КустыШустро порскнули по болотам — Это Витька гонял винты Спозаранку Над вертолетом. Что же э за человек, ощущающий се бя на земле как в космосе, этот-то «ват ник, дремавший втуне»? Более того, он хочет творить поэзию так, «как пишут тя желые крылья по небу суровых широт». Я нашла только штрихи к биографии Ни колая Шамсутдинова: «Родился на факто рии Яр-Сале Ямало-Ненецкого националь ного округа. Работает художником в Сур гутском городском отделе культуры». В по следние годы он довольно часто, по ны нешним временам, печатается в периоди ке. Ранее опубликованные стихи составили в большинстве своем его первую книжку. Он пишет о северном крае, «где стройки_ в запеве, а судьбы'— в лесах», где «хватит простора на все голоса», и надеется, что и его голос не затеряется, что его услышат. Он торопится увидеть, узнать, почувство вать и проверить себя в общении с людь ми, их работой, повседневной жизнью на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2