Сибирские огни, 1981, № 9
у к н и ж н о й п о л к и 187 Именно этим пафосом проникнута «Хро ника ночей бурильщика Грищука». Со страниц внешне непритязательного, скупо го повествования встает образ настоящего рабочего, человека, чье «я» составлено из активного отношения к миру, к людям во круг себя, к делу своей жизни. Много было сказано и много говорится до сей поры о богатствах природы Сибири. Какие только эпитеты в самой превосход ной степени не употребляются в этих рас сказах! За потоком «дежурной романтики» по рою трудно разглядеть и ощутить в полной мере наше главное богатство — сибиряка, человека, осваивающего новые простран ства. Отношение сибиряков к труду в слож ных условиях тайги, севера, отдаленности от культурных центров, отношение чест ное, самоотверженное является таким же национальным достоянием, как и природ ные запасы Зауралья, и составляет значи тельную часть духовного потенциала Си бири. Бурильщик Грищук, мастера Васютин и Жданов, Иван Максимович и другие герои книги Валерия Острого — все они надеж ны в деле, все они отдают делу себя без остатка: не ловчат, не бегут от трудностей, не гонятся за длинным рублем. Это люди, осознавшие личную ответственность за судьбы производства, а значит, и за судь бы страны. Ценность рабочего класса Сибири, его значение для будущего нашей Родины еще раз подтверждается тем особым вни манием, которым отмечена Сибирь в осно вополагающих, исторических решениях, принятых XXVI съездом КПСС. Валерий Острый не идеализирует своих героев, но старается показать их живыми, выделить в каждом характере свои непов торимые черты, особинки. Скажем, Иван Максимович («Как в море корабли»). Даже там, где, казалось бы, и не требуется его участие, он проявляет активность, заинте ресованность, утверждает свое понимание жизни. Поэтому ему чужд и непонятен НыТИК — его бывший зять. Иван Максимо вич неравнодушен. Неравнодушие роднит Ивана Максимовича с Митрофаном Грищу- ком. Однако это уже другой характер, в нем как основную, определяющую линию можно выделить какую-то особую, посто янную и основательную заботливость. Он не забывает о своих подчиненных, помнит об их семейных делах, он учитывает или старается учесть все это в работе. И к ра боте своей Грищук относится также забот ливо, отечески. Валерий Острый на образах Васютина и Жданова рисует общую для этих героев и типическую для сибирского севера дис- гармонию между личным и обществен ным, причем общественное (работа) для Жданова и Васютина является в каком-то высшем смысле сверхличным. В. Острый считает: только через «прирастание» к Си бири, через ощущение себя ее частью можно прийти к настоящему открытию и освоению нашего региона. И это убеж дение автора серьезно, и его нельзя не разделить. Сибирь — наш дом, и мы не можем жить, не думая о том, каким он будет завтра. , Несколько особняком стоят в книге «Два рассказа из воспоминанйй», хотя качеством они не ниже других произведений, но те матика их и пафос иные, не во всем пря мо отвечающие общему оригинальному облику сборника. Итак, знакомство с новым именем со стоялось. Пришел в литературу Тюмен ского края еще один перспективный ав тор, у которого мы не найдем дешевой экзотики, дежурной романтики, не увидим умильного любования радужными мазут ными пятнами на воде сибирских рек. Валерий Острый хочет говорить правду, и это желание рождает уверенность в пер спективности его дарования. АЛЕКСАНДР ИВАНОВ Владимир Нечволода. Под северным солн цем. Стихи. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1979. Под северным солнцем родились эти стихи. Немногословные, динамичные, по рой даже несколько поспешные, открытой торопливостью своего явления они напо минают северные цветы. Скуповатая струк тура, рациональная ограниченность цвето вой гаммы отличают эти цветы. Родившись, они тут же стараются выявить в себе кра соту Севера. Ну, а край, где родились они? Что за край? Откройте атлас синий: Вот она в короне нефтяной. Черная жемчужина России, Область со страну величиной. Мы теперь в названии Тюмени Ярче, откровенней узнаем Древнее заветное значенье. Ведь «Тю мянь» — Сокровище мое. В поэтическом очерке края, где пород нились «запахи хлеба и нефти», сибиряку привычнее выделять, как родное и веч ное, такое понимание своей земли, когда «будешь воздух есть, как строганину, — он ломтиками зябнет на зубах». «Пульсирует полярное сиянье» над переменчивым ми ром и сообщает ему единственное пони мание судьбы Родины. Владимир Нечволода не щедр на искус ственно красочные эпитеты, интонации его стихов сдержанны. Он пишет, скорее, ра ди прямого текста, чем поэтического под текста, и северное, солнце освещает его мир ровным светом, при котором видится определенно, неискаженно все, о чем чест но рассказано... Сдержанность лирики В. Нечволоды сродни сдержанности характера сибиря ка, характера, который не лишен способ ности восприятия самой тонкой красоты, но лишен показной восторженности, эк зальтированного темперамента иАи рых лой сентиментальности. В своем желании рассказать увиденное, поделиться пережитым автор иногда не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2