Сибирские огни, 1981, № 9
186 У КНИЖНОЙ ПОЛКИ печи только нет... Дом это? — прищурился старый. — Нет, скажу я тебе, не дом... Ко всему этому печи именно и не хватает. Мы души с тобой в дома вставляем. Веселые, добрые души... Семейные такие солныш ки! Вставим, а потом человек всю жизнь вокруг него свою орбиту и водит». Не слу чайно и назван этот сказ торжественно и многозначительно «Дымково бессмер тие». Замечательна эта способность И. Ерма кова в обыденных, подчас заурядных со бытиях и характерах разглядеть такие их свойства, которые обладают поистине чу десными возможностями. В сказе, озаглавленном «Стоит меж ле сов деревенька», вышедший на пенсию секретарь сельсовета Илья Стратонович «задумал историю родной своей деревни написать». И произошло удивительное: «Самое безвредное занятие себе старичок придумал, самую неответственную нештат ную должность избрал: ни штрафа, ни взыскания от него, а на людей между тем сдействовало. Затревожились. Заподумы- вали: «А под каким видом-образом я в эту самую Стратоновичеву летопись угадаю? А вдруг перед потомками и перед гряду щими поколениями оконфузит?» С этой мыслью на свою жизнь заоглядывались, свои поступки-проступки применительно к летописи соизмерять начали». Надо сказать, что современность в ска зах И. Ермакова не предстает замкнутой, ограниченной сиюминутными горизонтами, она как бы просвечивается памятью о прошлом. И встают в сказах ярчайшие со бытия народной жизни: революция, граж данская война, коллективизация, Великая Отечественная война, освоение целины, первые полеты в космос, освоение бо гатств Тюменского края. Писатель бережен в обращении с историческими фактами, для того, чтобы подчеркнуть реальность того или иного события, нередко ссылает ся на документы, называет подлинные име на. Почти с очерковой точностью расска зывает эпизоды борьбы за Советскую власть на Тобольском севере в сказе «О чем шептал олененок». С особой бережностью написаны И. Ер маковым страницы, посвященные В. И. Ле нину. Мудрость и человеческое обаяние В. И. Ленина раскрываются писателем такими, какими они запечатлелись в народной па мяти — в преданиях, легендах, сказах. Взволнованно рассказал И. Ермаков о со кровенной мечте народов Тюменского се вера, воплотившейся в легенду о том, как В. И. Ленин посетил Ямальскую тундру, «своим праведным сердцем... отогрел вы мирающий народ» («Авка слушает ветры»). Образ сказителя в книге И. Ермакова обладает своими индивидуальными черта ми. Это наш современник. Его реакция на рассказываемое более непосредственна, более пристрастна, чем в сказах других писателей. И поэтому в речи его намного меньше того эпического величия, которое определяет атмосферу, например, бажов- ских сказов, зато речь его и более экс прессивна, лирически окрашена. Взволно ванные, близкие к патетике интонации пе реплетаются с юмором, в котором отчет ливо слышатся современные народно поэтические мотивы. Свое творчество И. Ермаков соизмерял с делом народным, мнение человека-тру- женика почитал за высший критический суд. В сказе «Кузнецы» писатель, любуясь своими героями, рассказал о представите лях этой необходимейшей в деревне про фессии (ибо «армия, говорят, по генералу плачет, а деревня — по кузнецу»), а в за ключение страстно и с гордостью сказал о своем, писательском, труде: «У меня материал — слово. Несогретое в горне души, оно — как холодное железо: шер шавое, упрямое, неподатливое. Не тронь холодное — один звон. Но, если вдруг... слово засветится, если почувствуешь, что оно горячее, обжигается — не медлиі Укладывай его скорее на «наковальню» и бей, заостряй, закаливай, доводи!.. ...А совеститься, брат, надо. Не то под несут тебе трудовые мозолистые руки мо лоток, клещи ли, под самодовольные нозд ри и уже не тенорком, а доподлинным ба сом скажут: «Куда целишь, тетеря!» ...Учите, учите меня, кузнецы! Куда бить. Во что целить. Как горячим выхватывать слово из ,,горна“...» Горячее слово Ивана Ермакова живо се годня. ЮРИЙ ДВОРЯШИН Валерий Острый. На озере, посреди океана. Хроника, рассказы. Свердловск, Средне- Уральское кн. изд-во, 1980. Писателем нельзя стать раньше, чем гражданином. Мера активности авторской позиции, пол ноценно реализованная в художественных образах, — это и только это, в конечном счете, определяет состоятельность литера турного имени, перспективность вновь за явившего о себе дарования. Первая книга — итог непосредственного осмысления жизненного опыта, показа тель нравственного выбора, творческих ис каний автора. Первая книга, подобно зер ну, содержит в себе «генетический код» всего, что будет явлено писателем в по следующих книгах. Издательская аннотация представляет сборник Валерия Острого так: «Герои кни ги близки и дороги автору, он живет и ра ботает среди них, много ездит, много ви дит. И неизбывно его восхищение подлин ным трудовым героизмом, как неизбывно удивление перед размахом новостроек, «громадьем» планов и перспектив Тюмен ского края. Посреди океана нескончаемых дел и забот проявляются характеры, вер шатся судьбы, маяками вспыхивают имена освоителей богатств Самотлора». Сделав скидку на некоторую велеречи- вость, нельзя не признать, что в аннотации точно отмечен пафос сборника «На озере, посреди океана» — «восхищение подлин ным трудовым героизмом».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2