Сибирские огни, 1981, № 9

у к н и ж н о й п о л к и 185 равнения Лисицын — «ни рыба, ни мясо», именно таков и редактор местной город­ ской газеты Иваев — некая амёба от жиз­ ни и от журналистики, человек трусливый, аморфный, безразличный ко всему на све­ те, кроме своей излюбленной пилочки для полирования ногтей да заветной «пульки» в преферанс по выходным дням. Именно такова, увы, и жена Бакутина Ася, типичная современная потребитель- ница-горожаночка, приходящая в ужас от турмаганской неуютности — от грязи, бо­ лот, комаров да «консервированных су­ пов». «Как прикину, что надо для этих ста мил­ лионов (нефти.— Б. Ж.), внутри похолоде­ ет.— Но в глазах бакутинских не страх пле­ снулся, а выстрел, и голос не сник, а на­ лился живой упругой силой. — Тысяч пять добывающих скважин да нагнетательных столько же. Целую армию буровиков. Ко­ лонны тягачей, бульдозеров, трубоводов. Миллионы тонн металла и бетона. А что это потянет за собой? Город тысяч на сто. Автостраду. Порт. Аэродром. Тысячи кило­ метров нефтепроводов». Так мечтает и прикидывает перед нача­ лом строительства Турмагана Гурий Баку- тин, и мечтает, как мы видим, не со «стра­ хом», а с «восторгом», с предвкушением настоящей жизни и борьбы, настоящей, ис­ тинно мужской, титанической работы. Вот эта титаническая работа-борьба и развер­ тывается на страницах романа, и каких только задач не приходится решать в ее процессе! Тут и извечные проблемы рабо­ чей силы, северного быта, когда на не­ сколько тысяч нефтяников - первопроход­ цев пока всего одна крохотная баня и одна столовая, вокруг которой по утрам оче­ редь в пять колец. Тут и чисто производ­ ственный вопрос использования попутного газа и кустового бурения, постройка поза­ рез необходимых дорог в гиблых турма- ганских топях; тут и весьма актуальная проблема истинно партийной чистоты со­ циалистического соревнования, в ходе ко­ торого иные деляги приловчились разду­ вать липовые рекорды и создавать дутых «героев-передовиков», чтобы в лучах их фальшивой славы погреть и собственные руки. Многого остросовременного, социаль­ ного, злободневного касается К. Лагунов в романе «Больно берег крут», и, конеч­ но же, в острейших конфликтных ситуа­ циях, то и дело возникающих на страницах произведения, героям типа Бакутина, всег­ да первыми подставляющим себя под удар, достается больше всего. Пусть не на трудовом фронте, а в неравной схватке с бандитами, но гибнет плечистый бога­ тырь Иван Василенков, столь ярко олице­ творяющий собой «исконные черты нацио­ нального характера: доброту и силу». Пе­ реносит подряд два инсульта не жалеющий себя первопроходец Урмаганских болот мастер-буровик Фомин. Да и сам Бакутин в драматическом финале романа распла­ чивается своей служебной карьерой за чье-то бездумное «давай-давай», привед­ шее к тяжелой аварии и взрыву на нефте­ складе. Однако и Василенков, й Фомин, и Баку­ тин, вместе со всеми их единомышленни­ ками, не повержены — именно они и по­ бедили в конечном счете. Именно для них «не крут» любой берег, именно такие, как они, — соль жизни, ее двигатель, ее квинт­ эссенция. В этом — главный пафос очень актуального романа К. Лагунова. БОРИС ЖИГАНОВ Иван Ермаков. Зорька на яблочке. М., «Со­ временник», 1980. Творческая судьба И. М. Ермакова без­ жалостно коротка. В начале 50-х годов он опубликовал свои первые произведения, а его последний прижизненный сборник вы­ шел в 1973 году в Средне-Уральском книжном издательстве, за год до смерти автора... Имя и произведения И. Ермакова широ­ ко известны и популярны в Сибири и на Урале — за 20 лет работы он выпустил 13 книг. Однако, думается, было бы не­ справедливым считать его сугубо местным, «провинциальным» писателем. Большинство произведений И. Ермакова написано в редком жанре сказа. Некото­ рые из них вошли и в рецензируемый сборник — первый в столице. Большим мастером сказа по праву счи­ тается П. П. Бажов. Не прошел мимо бажовской традиции и И. Ермаков. Это особенно проявилось в восторженно-любовном отношении пи­ сателя к народной речи. Однако писатель не только бережно воспринял традиции бажовского сказа, но и смог пойти даль­ ше, развивая его возможности, внося в сказы свой индивидуальный творческий опыт. В этом смысле безусловно новатор­ ским открытием писателя явилось то, что он сумел сделать материалом своих ска­ зов кипучую, неотстоявшуюся еще совре­ менность. В сказах И. Ермакова непосредственно запечатлелись сегодняшние помыслы и дела, тревоги и заботы земляков писате­ ля, тружеников земли Тюменской. Герои его сказов — это те люди, по чьей воле и чьим трудом на бескрайних просторах края «растут города, встают нефтепромыслы, станции и подстанции, опоры мостов, иск­ рят напряженные линии электропередач, пульсируют голубые и черные жилы газо- нефтепроводов». Грандиозные эти дела как раз под стать такому жанру, каким яв­ ляется сказ. И. Ермаков и здесь нашел свое художественное решение. В поле его зрения входят как раз те люди и явления современности, которые не претендуют на внешнюю яркость, экзотичность. Таков, например, работающий печни­ ком в целинном совхозе Ефрем Матвеич Тилигузов, которого односельчане любов­ но и с почтением называют Дымком. Вы­ соко и значительно его представление о деле рук своих. «Вот стоит дом, — по­ вел он вокруг себя рукой. — Проконопа­ чен он, покрыт, оштукатурен, застеклен, пусть даже будет побелен и покрашен —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2