Сибирские огни, 1981, № 9
И ВИДИТСЯ МНЕ БЕЛЫЙ ПАРОХОДИК...: 181 вновь и вновь почувствовать в себе ни с чем не сравнимое «ощущение красоты и наслаждения от нее», хоть на некоторое время стать частью «прекрасного и ярост ного мира» природы. Иначе говоря, мореплавание, ступив на путь производства, не растеряло только ему свойственного очарования, и моряк, став производственником, не утратил поэ тического ощущения стихии. И это — мо жет быть,1лучшее в моряке — отмежевыва ет его от часто неумеренного прагматизма делового человека. Что касается двойственного отношения к морской романтике, то оно, наверное, не избежно, как морская болезнь: одни пере- болевают без всяких последствий, другие могут ощущать на себе ее осложнения всю жизнь. Через отрицание морской романтики прошли многие писатели-маринисты. Рез кой критике традиционную морскую ро мантику подвергал в раннем своем твор честве Л. Соболев. В рассказе «Летучий голландец» писатель остроумно пародирует стиль старинных морских романов, где в шторм непременно рубят грот-мачту, а на мостике корабля, «уходящего в бездну», обязательно выделяется фигура капитана со скрещенными руками. Нынче это выгля дит всего лишь как выпад против лжеро мантики, но в конце двадцатых — начале тридцатых годов Л. Соболев с одинаковой силой вел огонь не только против мари нистов Запада, для которых особенно ха рактерны были приемы лжеромантики. В пору своей творческой молодости он не делал особых различий между Станюкови чем и Лондоном, Гончаровым и Конра дом. Но характерно, что вся эта борьба, в конечном счете, велась ради новой флот ской романтики советского Военно-Мор ского Флота, призванного защищать завое вания революции. Это была и романтика новых человеческих отношений. О ней, новой романтике, идет спор меж ду героями романа Ю. Крымова «Танкер «Дербент» штурманом Касацким и студент кой Женей. Касацкий убежден, что «техни ка... изменяет лицо, дух профессии», про фессии моряка, в частности. «Люди боро лись со стихией, и море было для них таинственным и грозным существом. Оно кормило, выбрасывало на берег сокрови ща, иногда убивало. Жизнь моряка всегда была окутана дымкой романтических прик лючений». До чего же созвучно с мыслями В. Конецкого! Ведь и Касацкий считает, что техника убила романтику. Но вот оппонент штурмана Женя высказывает мысль, кото рая к традиционному облику романтики (тайна, очарование, поэзия) добавляет од- ну-единственную, но какую существенную и современную деталь! «Мне больше нра вится романтика достижений»,— говори девушка. Собственно, ничего такого сверхнового , этом уточнении нет. Романтика достижений всегда была составной частью романтики вообще, ибо невероятные по дерзости пла вания древних русских поморов, ходивших дальше варягов, кругосветные путешествия Колумбовой эпохи, героические походы русских моряков вдоль восточной и север ной оконечности Сибири и совершались прежде всего с целью познания, открытия, преодоления того, что прежде казалось недостижимым. Наглядное воплощение романтика дости жений получила в книгах К. Бадигина, кото рые посвящены как прошлому, так и на стоящему мореплавания. Из них мы полу чаем возможность наглядно убедиться, какую труднейшую эволюцию прошла про фессия моряка, преодолевая неслыханные препятствия, достигая новых вершин в по знании и искусстве мореплавания. И сколь ко ждет еще впереди этих непредвиден ных, непредсказуемых сложностей и на стоящих приключений! Основываясь на своем огромном опыте моряка и писателя, К. Бадигин уверен, что «море не может на учить плохому. Море волнует и манит мил лионы людей. Море воспитывает сильных и бесстрашных. Оно поглотило немало на дежд, но оно само — надежда. Даже когда океан гневается, он дает возможность че ловеку испытать свои силы...» И нужно ли опасаться, что романтика проникает на страницы книг о море (пусть это будет даже приключенческая роман тика)? Нужно ли стыдиться ее современным писателям-маринистам, изображающим се годняшний флот-производство? Разумеется, с псевдоромантикой 'и краси востью надо вести борьбу, но необходимо увлекать не только одной голой производ ственной правдивостью, но и подлинной романтикой жизни моря. Без этого, я уве рен, читатель по-настоящему не поймет и не полюбит ни* моря, ни «морскую душу»... ...Я пересек площадь, оставив позади се бя похожий на громадный пароход мор ской вокзал, и стал подниматься по Первой Морской. За спиной, в бухте, теснились ко рабли, которые отсюда, сверху, казались продолжением городских кварталов, а на встречу мне вставало солнце. Его еще не было видно, но заревный пожар уже раз лился в оконных стеклах. Наконец, улица уперлась в парапет набережной Амурского залива, проложенной по высокому обрыву, и я увидел солнце. Над темно-лиловой цепью сопок на противоположной стороне широкого залива не спеша поднималась огненно-рыжая веселая голова. Сонная гладь моря вдруг встрепенулась и заиграла тысячами бликов. Залив был пустынен, ес ли не считать рыбацких лодчонок под ближним берегом. Но нет — вон там, ближе к выходу в от крытое море, виднелось два судна. Они шли рядом, может быть, даже параллель ными курсами. И, пожалуй, не стоили бы внимания, но пара была странной: бело снежный современный пассажарский лай нер и парусник, словно сошедший с картин Айвазовского. Хотя нет, парусник тоже был современный, курсанты из мореходки каж дое лето проходили на нем практику. Но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2