Сибирские огни, 1981, № 9
180 7 АЛЕКСЕИ ГОРШЕНИН Во-вторых (в дополнение к предыдущему соображению), конечно, трудно не согла ситься с В. Конецким в том, что «флот сто ит одной ногой на воде, другой на юморе», но и юмор в неумеренных дозах набивает оскомину и может превратить художествен ное произведение (что временами и случа ется со «Вчерашними заботами») в беско нечную морскую «травлю». Можно вспомнить, что ведь «Морская душа» Л. Соболева тоже насквозь пропи тана юмором и не стала хуже от этого. Да, но с той лишь разницей, что юмор в очер ках и рассказах, составляющих известный цикл, нигде не становится самоцелью, не заслоняет главного, ради чего написаны эти произведения,— красоты и величия морских тружеников, той безраздельной любви к морю, которой держался и дер жится флот. Что касается Фомы Фомича, то, по-мое му, увлекшись дегероизацией своих персо нажей, В. Конецкий в непременном жела нии низвести, уравнять с прочими смерт ными личность моряка оставляет капитана Фомичева не только без романтического, но и без какого-либо другого покрова, безжалостно обнажая все его «чирьи» и «болячки». И эта жесткость, даже жесто кость, в показе не совпадает с теми вполне приятными и вполне доброжелательными отношениями, которые мы наблюдаем на протяжении всего повествования между Фомой Фомичем и капитаном-дублером. А не совпадает опять же в силу жесткой стилевой заданное™, которая, в итоге, при водит к расплывчатости, неопределенности авторской позиции, лишает произведение в целом четкой идейной и нравственной на правленности, а характер героя — опреде ленности и завершенности. В. Конецкий и сам хорошо чувствует не совершенство заложенных в повествование стилевых основ (пожалуй, это не только один из самых душевно обнаженных, но и самых самокритичных наших писателей), о чем свидетельствует следующее его раз мышление: «Ведь если автор не сопровождает худо жественный показ жизни своими внятными комментариями, то он, в какой-то степени, играет в загадывание шарад читателю. Это внешне углубляет произведение, ибо все мы любим отгадывать и любая необходи мость отгадывания усиливает заинтересо ванность, но в то же время получается со знательная заданность и использование чем-то нечестного приема со стороны ав тора. Это одно из тех противоречий, кото рые мучают меня с самого начала литера турной работы». Эти же противоречия не дают писателю уяснить и своего четкого отношения к мор ской романтике. С одной стороны, В. Конецкий считает, что технический прогресс, превращение мореплавания в производство как бы авто матически упраздняют романтику .за не надобностью в связи с исчезновением ус ловий ее существования. За подтверждени ем своей правоты писатель обращается к прошлому: «В 20—30-е годы прошлого века очерки и заметки моряков-писателей публикова лись щедро и пользовались огромным ус пехом у читающей публики, ибо базирова лись на романтизме — навевали золотые сны, уводили из кошмара родины в дале кие суперпрекрасные миры». Но с другой стороны, открещиваясь от романтики, В. Конецкий никак не может вырваться из ее плена. Это ощущается по многим подробностям описываемого арк тического рейса, в которых мы видим сов сем другого В. Конецкого — без обяза тельной, как маска, беспристрастности и ироничности, восторженного, восхищенного увиденным, изумленного. Чего стоят, напри мер, захватывающие (воспринимающиеся именно как хорошее морское приклю чение) описания ледокольных атак! Или та кие вот, написанные поистине романтиче ской кистью, как на полотнах Рокуэлла Кен та, пейзажи: «Берега Колымы. Их увидеть надо. Жут кое величие жестокости. Природа, из кото рой выморожено добро. Скулы спящего тяжелым сном сатаны. Дьявольские мор щины присыпаны снегом. Неподвижность уже внегалактической вечности». Двойственное отношение к романтике заметно и у Л. Князева. Вот Анисимов вну шает Вале Решетовой, что «ничего там нет, в этих морях... вода и вода, и плывет же лезная коробка, набитая грузом и людь ми», что моряки «с утра и до вечера, с ве чера и до утра... только и знают, что скре бут палубу, крутят разные колесики и смотрят на всякие приборы». А через не- сколько страниц мы видим того же Аниси- мова, который любуется прекрасным лун ным пейзажем за кормой парохода. И кар тина эта выписана пусть с меньшим мас терством, чем у В. Конецкого, но с не меньшим восхищением и вдохновением, рожденными очарованием природы. Я и сам помню, как в свое время, когда в первый раз в жизни плыл по ночному морю, поразил меня светящийся в толще воды за кормой планктон. Над теплоходом в черноте безлунной ночи густо просыпал ся мириадами искрящихся крупинок Млеч ный путь, а в распаханной винтом воде тоже роились звезды. Море колко фосфоресци ровало и казалось продолжением звезд ного неба. И от этой обратимости, от звездного этого купания пробирал жутко ватый и радостный озноб. А вспомнив, я подумал: нет, не прав В. Конецкий. Тоска по «суперпрекрасным мирам» не просто дань романтизму, она исконное «нутряное» чувство моряка, если хотите, родовое чувство этой профессии. И ни время, ни меняющиеся обстоятель ства жизни не властны над ним. Да, произошли крупные социальные из- менения, иными стали цели мореплавания, но и нынче моряк пускается в плавание не только для того (пусть на сегодняшний деьГь это и важнейшая задача), чтобы пере везти тонны груза или выловить центнеры рыбы, выполнить или перевыполнить госу дарственные планы и встречные обязатель ства, 40 еще, наверное, и для того, чтобы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2