Сибирские огни, 1981, № 9
178 АЛЕКСЕИ ГОРШЕНИН Только ведь другие будут, если мы эту штуку не поймем — обледенение». Напоминание о гибели товарищей дей ствует лучше всяких приказов и агитаций. Последней же каплей стала гибель сейнера «Байкал», которая произошла от обледене ния буквально на глазах экипажа «Семена Дежнева». Трагедия предстала во всех сво их жутких подробностях, и этот своеобраз ный катарсис очищает сердца моряков и ученых от страха за собственную жизнь, заставляет поверить в правоту Чернышева и проникнуться той самой высокой ответ ственностью, которая делает человека спо собным на подвиг. Корсаков не смог преодолеть «обледе нение» в своей душе и один покидает сей нер. Ну, а СРТ «Семен Дежнев», в нарушение всех приказов и инструкций, входит в зону интенсивного обледенения, чтобы достичь критической точки. Вера Чернышева в идею, его страсть, опыт, колоссальная интуиция и чувство от ветственности перед братством рыбаков, к которому он принадлежит и ради которого идет на смертельный риск, концентрируют ся в этот момент, словно в кристалле лазе ра, в единый энергетический луч, который вот-вот пробьет толщу неизвестности... Совершенно в иной плоскости находится образ еще одного капитана — Фомы Фо мича Фомичева из книги В. Конецкого «Вчерашние заботы». Бели быть точным, здесь две наиболее важные фигуры — капитан Фомичев и лич ность самого рассказчика, которая служит источником самых разнообразных размыш лений и умозаключений р море, моряках, смысле жизни, да и, собственно, чуть ли не обо всем на свете. Кроме того, рассказчик выполняет и функцию гида в совершаемом теплоходом «Державиной плавании: он же держит читателя в курсе всех событий, ко торые происходят на борту судна. Как о производственнике, о капитане- дублере, коим является герой-рассказчик, мы узнаем немного. Видим, что он стоит вахты, что-то выбивает у портового на чальства, выручает одного из членов команды, попавшего в вытрезвитель,— сло вом, занимается массой текущих дед. Тем не менее рассказано о них как-то походя, в связи с какими-то своими наблюдениями и размышлениями автора по поводу того или иного предмета, и цельного облика руководителя не создается. Происходит это, наверное, еще и потому, что как рас сказчик капитан-дублер вынужден держать определенную дистанцию с другими героя ми, подниматься над ними, быть не только с ними, но и вне их. А полноценным хозяином судна является Фомичев. Мало того (едва ли, судя по са тирической заостренности образа, этого хотел сам автор), Фома Фомич олицетво ряет собой вообще капитанскую братию, представляя ее, правда, не только далеко не объективно, но и даже несколько шар- жированно. Вот некоторые авторские характеристики Фомичева. «Всю жизнь Фомичу казалось и кажется, что не его вахта была легкая, хорошая, без всяких сложностей, а ему специально бог и гнусные люди подсовывают плохую». «Ну, а о том, что любую самостоятель ную и удачно проведенную в жизнь иници ативу или мысль своих помощников Фомич искренне и безоговорочно приписы вает себе, и говорить нечего». «Он один из тех клерков, которые вы сиживают без взлетов и падений, ровно и беспрекословно высиживают до губернато ров и переживают всех звезд и умников». «...Приказу следовать самостоятельно Фома Фомич сопротивляется с такой же мрачной решимостью, с какой все судовые буфетчицы сопротивляются ношению бело го чепчика». Судя по этим характеристикам перед нами обыкновенный приспособленец, пере страховщик, бюрократ в морской форме, готовый ради собственного спокойствия перепихнуть свою, капитанскую ответствен ность на кого угодно и даже обмануть го сударство И по внешности-то Фома Фомич больше напоминает боцмана со староре жимного корвета, нежели современного капитана. Но это не весь Фома Фомич. В. Конец кий недаром окрестил его «драйвером», ибо так же, как английское слово, это име ет массу оттенков в своем значении, нема ло. неожиданных нюансов можно обнару жить и в характере Фомичева. Он, например, «умеет говорить в лоб не приятные вещи, и действительно самокри тичен, то есть сам понимает свою мелкость и недалекость, но он же знает, что он хи тер, и звериноосторожен, и настойчив...». У Фомичева богатая биография, в про шлом трудная жизнь. Он пережил ленин градскую блокаду, воевал. У него огром ный опыт моряка, интуиция и, несмотря на все его негативные стороны, Фома Фо мич — профессионал высокого класса. Ко всему прочему в нем немало чисто человеческого обаяния. Он может вызвать у окружающих раздражение, насмешку, удивление перед парадоксами его харак тера, но никак не открытую неприязнь, не нависть или отрицание. И сам рассказчик, поведав о Фомичеве немало неприглядно го, не спешит с осуждением. Как бы то ни было, Фомичев видится В. Конецкому че ловеком истинно русским, характером на циональным. Не случайно в эпизоде, когда, сойдясь после рейса вместе, «драйвер», капитан-дублер и стармех поминают умер шего помполита, у героя-рассказчика воз никает эта неожиданная ассоциация: «Фома Фомич уронил в рюмку большую и чистую слезу. И мы еще раз выпили за Арнольда Ти мофеевича. После чего Фома Фомич и Иван Андрия нович употребили в дело носовые платки. А я, понимаете ли, подумал, расплывчато, что в слезе Фомича поблескивает вся моя надежда; на ней, этой слезинке, быть мо жет, эквилибрирует, понимаете ли, весь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2