Сибирские огни, 1981, № 9
176 АЛЕКСЕИ ГОРШЕНИН в условиях постоянной экстремальности, вызванной самим характером професси ональной деятельности, прочно связывает с сугубо деловыми, производственными за ботами. ...Грузчики на причале перекуривали. Они расселись по всем четырем сторонам поддона, образуя пустое внутри каре. Дымки от папирос вились над их головами и, попадая в полосу прожекторного луча, закручивались в толстый сизый жгут. Не сколько матросов, свесившись через фальшборт, зубоскалили с молоденькой тальманшей, которая, черкая что-то в сво ем блокноте, пыталась делать вид, что шут ки ее не касаются. По палубе ходил озабо ченный моряк в комсоставской форме. Он то заглядывал в трюмный люк, то, подойдя к борту;— на разгружавшиеся вагоны. На верное, это был грузовой помощник. ХОТЯ' мог быть любой из штурманов, которому выпала ночная вахта. А я, возвращаясь мыслями к литературе, подумал вот о чем. Прчему-то чаще всего в качестве главного героя морского по вествования выступает капитан или, если корабль военный, морской офицер соот ветствующего ранга. Можно, разумеется, данное обстоятель ство отнести за счет издержек литератур ного производства, недостаточного внима ния писателей к человеку обыкновенному, рядовому,— и доля правды здесь несом ненна. Тем не менее стоит вспомнить и то, что в маринистике во все времена был чрезвычайно популярен образ сильной лич ности, «морского волка». И, как правило, выступал в его роли капитан. Это не случайно. Капитан в море — фигу ра особая. На своем судне он обладает абсолютной властью, но и несет всю ответственность, принимает главные ре шения. От личности капитана зависит очень мно гое: и безопасность плавания, и успех со вершаемого предприятия, и психологиче ский климат в команде. Капитан уже по своему назначению как бы обязан вопло щать собой все то положительное, что должно быть в моряке: море не терпит слабых, трусливых, ему нужны люди муже ственные, сильные духом, с ясной головой и крепкими нервами. Не потеряла интереса к фигуре «мор ского волка» и современная проза о море. Традиционный образ, правда, видоизме нился, утратил свою романтическую осно ву. Все чаще выступает он в роли лидера экономических и социальных преобразова ний. Проблема лидера — один из непреходя щих вопросов человеческого бытия. В ху дожественном плане проблема лидера нынче — это проблема социально-активной личности, положительного героя современ ности, в котором сегодняшняя советская литература испытывает острую нужду. Ут верждение такого героя хорошо заметно и в произведениях, написанных на морскую тематику, о чем, в) частности, свидетель ствуют образы капитанов Анисимова и Чернышева. Чернышев, пожалуй, рельефней и коло ритней Анисимова, но как бы то ни было Анисимов обладает многими теми качест вами, которые мы не без основания зано сим в актив положительного героя нашего времени. Он умен, деловит, энергичен, ши рокообразован, целеустремлен, отлично владеет своей профессией и любит ее, умеет спокойно, без надрыва организовать под чиненных. Ко всему прочему, Анисимов об ладает высокой внутренней культурой: он исключительно выдержан, корректен. Ина че говоря, перед нами капитан-интеллигент, родословную которого можно было бы начать от прогрессивнь.х морских офицеров и капитанов славного русского флота XIX в. И в то же время несомненно, что капитан Анисимов — представитель самой совре менной технической интеллигенции. Одного, может быть, только не Хватает Анисимову (в отличие от Чернышева) — стремления выйти за пределы человече ских возможностей. Здесь, правда, следует оговориться. Л. Князев рассматривает жизнь моряка под несколько другим углом зрения, нежели В. Санин. Если Л. Князева (как и М. Сморо дина тоже) прежде всего волнует, как лич-. ная жизнь моряка сосуществует с произ водственной, то в «Одержимом» у В. Сани на задача несколько иная — в полный рост изобразить вожака, лидера во всех его многообразных связях, со всех его слабых и сильных сторон. Чернышев, по крайней мере, внешне резко отличается от Анисимова. Нет в нем интеллигентского анисимовского лоска. Чернышев грубоват, насмешлив, резок, вспыльчив, у него, что называется, тяжелый характер. Но в своем деле, промысле ры бы, он незаменим — отчаян, дерзок и удачлив. За это люди, работающие с ним, терпят и его ерничество, и его несносный характер. Но только ли за это? Да и, пожалуй, «тер пят» — не то слово. Почти все члены экипа жа траулера «Семен Дежнев», которым командует Чернышев, безраздельно дове ряют и преданны своему капитану, потому что, по словам одного из рыбаков, «своих в обиду не дает — это раз, за счет артелки, как некоторые, не угощается — это два, и вообще справедливый». Павлу Крюкову, журналисту, от лица ко торого ведется повествование, на первых порах отношение команды к своему капи тану кажется парадоксальным: ведь слова доброго от Чернышева не услышишь, а за последние годы тем не мечее с судна «по своей охоте» почти никто не списался. Но, знакомясь с Чернышевым ближе, Крюков начинает понимать, что таится в капитане могучая внутренняя сила, которая создает вокруг него поле притяжения и заставляет поверить, пойти за ним. Это — сила вожака, сила лидера. Чернышев, как убеждаешься при чтении повести, лидер не по необходимости или должности, а по внутренней своей сущнос ти. И это с особой ясностью проявляется в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2