Сибирские огни, 1981, № 9

176 АЛЕКСЕИ ГОРШЕНИН в условиях постоянной экстремальности, вызванной самим характером професси­ ональной деятельности, прочно связывает с сугубо деловыми, производственными за­ ботами. ...Грузчики на причале перекуривали. Они расселись по всем четырем сторонам поддона, образуя пустое внутри каре. Дымки от папирос вились над их головами и, попадая в полосу прожекторного луча, закручивались в толстый сизый жгут. Не­ сколько матросов, свесившись через фальшборт, зубоскалили с молоденькой тальманшей, которая, черкая что-то в сво­ ем блокноте, пыталась делать вид, что шут­ ки ее не касаются. По палубе ходил озабо­ ченный моряк в комсоставской форме. Он то заглядывал в трюмный люк, то, подойдя к борту;— на разгружавшиеся вагоны. На­ верное, это был грузовой помощник. ХОТЯ' мог быть любой из штурманов, которому выпала ночная вахта. А я, возвращаясь мыслями к литературе, подумал вот о чем. Прчему-то чаще всего в качестве главного героя морского по­ вествования выступает капитан или, если корабль военный, морской офицер соот­ ветствующего ранга. Можно, разумеется, данное обстоятель­ ство отнести за счет издержек литератур­ ного производства, недостаточного внима­ ния писателей к человеку обыкновенному, рядовому,— и доля правды здесь несом­ ненна. Тем не менее стоит вспомнить и то, что в маринистике во все времена был чрезвычайно популярен образ сильной лич­ ности, «морского волка». И, как правило, выступал в его роли капитан. Это не случайно. Капитан в море — фигу­ ра особая. На своем судне он обладает абсолютной властью, но и несет всю ответственность, принимает главные ре­ шения. От личности капитана зависит очень мно­ гое: и безопасность плавания, и успех со­ вершаемого предприятия, и психологиче­ ский климат в команде. Капитан уже по своему назначению как бы обязан вопло­ щать собой все то положительное, что должно быть в моряке: море не терпит слабых, трусливых, ему нужны люди муже­ ственные, сильные духом, с ясной головой и крепкими нервами. Не потеряла интереса к фигуре «мор­ ского волка» и современная проза о море. Традиционный образ, правда, видоизме­ нился, утратил свою романтическую осно­ ву. Все чаще выступает он в роли лидера экономических и социальных преобразова­ ний. Проблема лидера — один из непреходя­ щих вопросов человеческого бытия. В ху­ дожественном плане проблема лидера нынче — это проблема социально-активной личности, положительного героя современ­ ности, в котором сегодняшняя советская литература испытывает острую нужду. Ут­ верждение такого героя хорошо заметно и в произведениях, написанных на морскую тематику, о чем, в) частности, свидетель­ ствуют образы капитанов Анисимова и Чернышева. Чернышев, пожалуй, рельефней и коло­ ритней Анисимова, но как бы то ни было Анисимов обладает многими теми качест­ вами, которые мы не без основания зано­ сим в актив положительного героя нашего времени. Он умен, деловит, энергичен, ши­ рокообразован, целеустремлен, отлично владеет своей профессией и любит ее, умеет спокойно, без надрыва организовать под­ чиненных. Ко всему прочему, Анисимов об­ ладает высокой внутренней культурой: он исключительно выдержан, корректен. Ина­ че говоря, перед нами капитан-интеллигент, родословную которого можно было бы начать от прогрессивнь.х морских офицеров и капитанов славного русского флота XIX в. И в то же время несомненно, что капитан Анисимов — представитель самой совре­ менной технической интеллигенции. Одного, может быть, только не Хватает Анисимову (в отличие от Чернышева) — стремления выйти за пределы человече­ ских возможностей. Здесь, правда, следует оговориться. Л. Князев рассматривает жизнь моряка под несколько другим углом зрения, нежели В. Санин. Если Л. Князева (как и М. Сморо­ дина тоже) прежде всего волнует, как лич-. ная жизнь моряка сосуществует с произ­ водственной, то в «Одержимом» у В. Сани­ на задача несколько иная — в полный рост изобразить вожака, лидера во всех его многообразных связях, со всех его слабых и сильных сторон. Чернышев, по крайней мере, внешне резко отличается от Анисимова. Нет в нем интеллигентского анисимовского лоска. Чернышев грубоват, насмешлив, резок, вспыльчив, у него, что называется, тяжелый характер. Но в своем деле, промысле ры­ бы, он незаменим — отчаян, дерзок и удачлив. За это люди, работающие с ним, терпят и его ерничество, и его несносный характер. Но только ли за это? Да и, пожалуй, «тер­ пят» — не то слово. Почти все члены экипа­ жа траулера «Семен Дежнев», которым командует Чернышев, безраздельно дове­ ряют и преданны своему капитану, потому что, по словам одного из рыбаков, «своих в обиду не дает — это раз, за счет артелки, как некоторые, не угощается — это два, и вообще справедливый». Павлу Крюкову, журналисту, от лица ко­ торого ведется повествование, на первых порах отношение команды к своему капи­ тану кажется парадоксальным: ведь слова доброго от Чернышева не услышишь, а за последние годы тем не мечее с судна «по своей охоте» почти никто не списался. Но, знакомясь с Чернышевым ближе, Крюков начинает понимать, что таится в капитане могучая внутренняя сила, которая создает вокруг него поле притяжения и заставляет поверить, пойти за ним. Это — сила вожака, сила лидера. Чернышев, как убеждаешься при чтении повести, лидер не по необходимости или должности, а по внутренней своей сущнос­ ти. И это с особой ясностью проявляется в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2